Масалытина Елизавета
Формирование возможностей речевого общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка со- ставляет один из основных элементов формирования личности, освоения выра- ботанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных, в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Публикация «Формирование возможностей речевого общения дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Содержание дидактических игр определяется Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, оно связано с содержа- нием занятий и наблюдениями. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например, загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж. На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия тех пред- метов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т. п., с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами. Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов; контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно»,«Не ошибись» и др. ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.
Еще одна особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда). Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре про- исходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и со- вершенствование словаря ребенка.
В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула - спинка в отличие от табурета; у чашки - ручка в отличие от стакана и т. п.). Эти различия дети находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись» и др. На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ре- бенка названий всех предметов (предметов, входящих в группы овощей, фруктов; продуктов питания; всех предметов обихода, материалов (ткань, бумага, древе- сина, стекло) и т. п., а также слов, обозначающих особенности предметов и мате- риалов, знакомых ему по личному опыту, и способы сенсорного обследования. Под руководством педагога в дидактических играх дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку - по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, про- дукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще недоступна. К старшему дошкольному возрасту дети овладе- вают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамма- тическое развитие остаются еще далеко не завершенными». В старших группах проводятся словесные дидактические игры, в ходе которых ребенку задают во- прос за вопросом, а он должен быстро дать короткий ответ. Важно, чтобы в играх использовался материал, хорошо известный детям, а вопросы воспитателя и от- веты детей были краткими и следовали друг за другом без длительных пауз, иначе игровое начало исчезнет. В словесных играх важен подбор словаря для игры (примерно 5-10 слов). Он позволит воспитателю в случае необходимости возвра- титься к словам, вызвавшим у детей трудность. Перечень слов следует заучить, чтобы сохранить нужный ритм в игре. Игровое задание предлагается сразу всем дошкольникам, а после секундной паузы вызывается один ребенок или несколько детей по очереди.
Кроме дидактических игр используются дидактические упражнения, игро- вая задача которых заключается в быстром подборе точного слова-ответа веду- щему. Эти упражнения должны быть кратковременными. Роль ведущего сначала выполняет воспитатель, а затем могут выполнять и дети.
Дидактические игры и упражнения можно включать как в занятия, так и ис- пользовать в быту детей. Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелко- вые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт вод- ный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты метал- лические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.). Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей осво- ения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у де- тей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т. д.)