Мария Костина
Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педагогического совета:
«Формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края».
Сообщение:
«Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»
Подготовила: Мария Викторовна Костина, воспитатель МБДОУ Краснощековский д/с «Малыш»
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и
Публикация «Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае» размещена в разделах
настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребёнка связывается с местом, где он родился и живёт. Задача воспитателя — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Целью процесса формирования представлений о малой Родине при работе с дошкольниками должно стать создание таких условий для их воспитания, при которых оно осуществлялось бы не только в процессе освоения программных знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Шире познакомить с родным краем, помочь детям освоить и понять его историю, культуру, принять участие в созидательной деятельности — в этом заключаются основные задачи данной работы.
В процессе работы выделяют следующие представления о малой Родине, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте:
- Представления о природе родного края (об особенностях, климата, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав и т. п.)
- Представления о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой родины).
- Представления об истории родного села, края (представления о возникновении села, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края).
- Представления о достопримечательностях и исторических местах родного села (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.).
- Представления о символах региона, села (о флаге, гербе как области, так и села, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.). Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать:
- Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи.
- Прогулки по памятным местам родного края.
- Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.
- Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине.
- Использование дидактических игр, заданий, игровых упражнений для закрепления материала.
- Проведение тематических выставок, изготовление сувениров, альбомов, буклетов.
- Музыкально-театрализованная деятельность.
Вся работа по формированию представлений о малой родине у дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей. Система и последовательность работы может быть представлена следующим образом:
1. Семья.
2. Детский сад.
3. Улица.
4. Село.
5. Край.
Первым этапом работы должно стать воспитание любви к семье, с помощью которой считается возможным привить любовь к Родине. Педагогу следует раскрыть «большое через малое», позволить детям уловить зависимость между деятельностью человека и жизнью всех людей — вот что является главным на данном этапе. Продолжая работу, необходимо отобрать доступные ребенку данного возраста знания по направлениям: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Далее в процессе работы нужно показать детям, что родное село имеет свои сложившиеся традиции, славится конкретными достопримечательностями, памятными местами, историческими объектами, лучшими людьми. Сначала внимание детей должно быть привлечено к тем объектам, которые расположены в непосредственной близости к детям, и являются их постоянным объектом наблюдения: детский сад, школа, почта, аптека и т. д., необходимо дать понятия детям об их назначении, обратить внимание детей на то, что все это создано для удобства людей. Далее диапазон объектов, с которыми необходимо знакомить старших дошкольников, расширяется. Ими становятся: село и район в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты, с чем связано название улицы, на которой живет ребенок и прилегающих к ней улиц. Для этого можно использовать экскурсии по селу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. В воспитании и обучении дошкольников большое значение имеет пример взрослых, а особенно близких ребенку людей. В связи с этим необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что необходимо любить свой родной край, бережно относиться к его истории и традициям, сохранять и приумножать его богатства. С этой целью в работе с детьми важным условием является тесная взаимосвязь с родителями дошкольников. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Планирование работы по формированию представлений о малой родине у старших дошкольников можно осуществлять по таким темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой район», «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края», «Герб нашего села», «Символы села / края», «Знаменитые люди края», «Памятники села / края», «Святыни родной земли», «Мы — патриоты», «За что мы любим свое село» и тд. Работа по каждой теме должна включать проведение занятий, игр, экскурсий, свободную деятельность детей, праздники и развлечения. В процессе работы необходимо отбирать только те знания, которые будут доступны детям данного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе (крае, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего района, своей малой родины. Успех ознакомлении детей с малой родиной может быть достигнут в полной мере только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села (края).
Выводы. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли. В процессе работы важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.
Вся работа по формированию представлений о малой родине у
дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей.
Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать: экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, какой он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остается, как приятное воспоминание детства. Задача педагога и родителей – сделать так, чтобы таких воспоминаний у ребёнка было больше.