Елена Архипова
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений и навыков через нетрадиционные формы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений и навыков через нетрадиционные формы работы»
Решением данной проблемы я занималась на протяжении нескольких лет и планирую заниматься в ходе дальнейшей своей работы.
Как отмечают Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого «экспериментирования», которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребенок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который дает ему взрослый.
Публикация «„Формирование у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений и навыков через нетрадиционные формы работы“» размещена в разделах
Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольника знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме. Понимая значимость для ребенка и актуальность для педагогов ДОУ проблемы формирования у детей изобразительных умений и навыков, были определены цель работы и задачи ее выполнения, что помогут плодотворно проводить дальнейшую работу.
Цель. Выделить эффективные методы и приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные формы работы.
Задачи. Расширять многообразие методов и приемов нетрадиционной формы работы по изобразительной деятельности, а также возможности ребенка самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который дает ему взрослый.
Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами нетрадиционной работы.
Исходя из поставленных цели и задач была организована система работы проводимая в нетрадиционной форме.
Совместная деятельность родителей и детей;
Совместная деятельность детей разного возраста;
Изостудия под открытым небом;
Цикл занятий: Занятия-поиск, занятия-сказки, занятия-оформления, бинарные занятия;
А также домашние задания.
В дальнейшем планируется расширение данной системы работы.
Представляю вашему вниманию Фоторепортаж некоторых из проведенных мероприятий. Первое, о чем хотелось бы рассказать, это бинарное занятие проводимое совместно с воспитателем по физической культуре, называется «Путешествие в Японию». Вообще в разработке сейчас находится цикл подобных занятий путешествий по зарубежным странам с целью ознакомления детей с удивительным миром искусства, культуры, традициями и обычаями зарубежных стран, а в данном случае стран Дальнего Востока.
Занятие состоит из нескольких частей. Изучение восточной гимнастики, ознакомления с искусствами Дальнего Востока (Бонсай, экибана, фен-шуй, искусство театра кукол, национального костюма, практической деятельности по изготовлению из природного и неприродного материала веточки вишни сакуры, разучивания японских игр и в заключении искусства чайной церемонии.
Следующий вид деятельности – совместная работа детей и родителей. Это цикл занятий проводимый совместно с родителями именно по подготовке к праздникам, развлечениям, досугам. В данном случае занятие «Сюрприз для папы» по подготовке подарка папе к дню Защитника Отечества. Цель: организовать совместную деятельность детей и родителей по обучению изобразительным умениям и навыкам при составлении различных видов орнамента, используя нетрадиционный материал.
Такие занятия интересны не только детям, но и самим родителям.
Ведь не всегда дома выдается такая возможность, вместе со своим ребенком, своими руками изготовить подарок к тому или иному празднику. И родители, как правило, всегда с удовольствием принимают в этом участие. А уж детям такие занятия доставляют огромное удовольствие.
Как приятно, тепло и весело становится, когда в ненастный зимний день разведешь яркие краски и отправишься на улицу. Вот раздолье, зима приготовила большие белые полотна на которых можно изобразить все что тебе захочется. Можно раскрасить серо-белую зиму в светло зеленую весну, в яркое теплое лето и даже в золотисто оранжевую осень, а можно просто нарисовать запомнившийся тебе праздник и хоть на мгновение вернуть его. И это не менее любимый детьми вид деятельности «Изостудия под открытым небом» А летом, весной и осенью можно рисовать мелом на асфальте, опавшими листьями выкладывать картины на земле или отправиться на пленэр.
Детям очень нравится рисовать на снегу. Это необычно, волшебно и весело – так характеризуют этот вид деятельности сами ребята. А вечером, когда возвращаешься домой вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой создается ощущение праздника и хочется снова и снова вернуться в свой родной детский сад.
А нам педагогам очень приятно смотреть на счастливые лица воспитанников и осознавать то, что мы доставляем им радость.
Детский рисунок – это графический рассказ.
Цвет – это средство способное выразить отношение к изображаемому предмету.
Кукла – это наиболее близкое ребенку творение, эмоциональный стимул, пробуждающий потребность в творчестве.
Именно эти признаки наиболее четко характеризуют следующий вид деятельности «Кукольный театр в рисунках детей»
Спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское изобразительное творчество.
Главное в детском рисунке – не воспроизведение жизненной реальности, как таковой, а воссоздание сценического мира, обобщенное и лаконичное воплощение жизни именно в театре кукол.
На таких занятиях хорошо использовать смену деятельности, т. е. дети делятся на пары, сначала одни показывают спектакль, в это время другие рисуют, затем меняются ролями и дорисовывают рисунок своего напарника. Работы получаются очень интересными, ведь нарисованы разными детьми, а также это воспитывает добрые отношения друг к другу и желание работать коллективно.
Ребенок может рисовать во время просмотра или после просмотра спектакля.
А если показать сразу несколько отрывков кукольных представлений, то можно рисовать на выбор, более понравившееся.
А еще более увлекательно для детей, когда изобразительной деятельностью дети занимаются во время просмотра спектакля с профессиональными артистами. Пока это делается только по желанию детей, но с каждым разом желающих становится все больше.
Итак, спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем интенсивнее это эмоциональное воздействие, чем выше художественный уровень спектакля, тем интереснее и многообразнее детские рисунки.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию были представлены некоторые из форм нетрадиционной работы с детьми используемые в работе ДОУ. Таким образом, я считаю, что осуществление систематической, грамотно организованной работы с учетом традиционных и современных нетрадиционных технологий, способов и методов обучения, способствует формированию и совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений и навыков, а также эстетического и художественного вкуса.
Спасибо за внимание.