Ирина Алексанян
Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности посредством игровых приемов
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня как никогда родители испытывают тревогу за детей. Задача взрослого состоит не только в том чтобы оберегать и защищать своего ребенка, но и в том чтобы подготовить ребенка к встрече со сложными и опасными жизненными ситуациями. Ребенок, в силу своего возраста, не может сам определить всю степень опасности своего существования, поэтому эта миссия возложена на взрослого человека. Большинство дошкольников не знают как поступить в той или иной ситуации. Чрезвычайной для ребенка ситуацией может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности посредством игровых приемов» размещена в разделах
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются.
Ребенок в детском саду знакомится с с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности.
- словесные (ситуации загадки, беседы, разговоры, сказки.)
- наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями)
- практические (дидактические игры, игровые проблемные ситуации, игры - драматизации, игровые тренинги, экскурсии)
- Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Как известно – ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно в ней дети соотносят своё поведение с образцом поведения принятым в обществе, анализируют свои поступки и поступками окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности. Именно поэтому игровая деятельность является основным инструментом для формирования у детей опыта, который может помочь в различных жизненных ситуациях.
Игра дает возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, так же формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Через игру можно познакомить ребенка с действиями, которые необходимы в случае непредвиденной ситуации. Достоинство игровых методов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции. Использование атрибутов повышает желание играть, активизирует психологические процессы.
Одно из средств решения формирования безопасного поведения у детей является дидактическая игра.
При помощи дидактической игры появляется возможность обучать дошкольников в интересной для них форме. Когда дети играют, они не подозревают, что осваивают какие то знания, овладевают навыком действия с определенными предметами, осваивают навыки общения со сверстниками.
Выбор дидактической игры, зависит от того какие воспитательно - образовательные задачи выступают в роли доминирующих и для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения она предназначена.
Например, такие дидактические игры как «Светофорик», «Учим дорожные знаки», «Собери знак» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Дидактические игры «Электроприборы», «Опасно – не опасно» и пр. - закрепляют знания о мерах пожарной безопасности, развивают умение вести себя грамотно в возникшей той или иной ситуации.
Основная цель таких игр - тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья и научить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Такая игра, как «Четвёртый лишний» познакомит дошкольников, как в быту следует правильно контактировать и действовать с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.).
Образовательную ситуацию можно провести в форме игры-путешествия или игрового квеста. В такой, интересной для ребят форме можно путешествовать по улицам города или села, знакомиться с правилами безопасного поведения на улице. Очень интересна для детей игра-путешествие «Прогулка в лес», которая может проводится в группе или на игровой площадке. Во время её обыгрываются опасные ситуации в лесу, формируются правила поведения в природе, дети знакомятся с растениями, грибами, насекомыми, дикими животными и птицами.
Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать у детей чувственный опыт безопасности. Проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.
Например, играя в игру «Один дома» дети усваивают такое правило, что в отсутствии взрослых нельзя отвечать незнакомцам и подходить к двери, тем более открывать её.
В игровой ситуации «Знакомый или незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения к ним неизвестных взрослых.
В играх «Перекрёсток», «Как перейти улицу без светофора» помогут сформировать у детей навыки грамотного поведения на дороге, разовьют представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.
Ситуативная игра «Потерялся», закрепит у ребят умение называть свой домашний адрес и фамилии, имена своих ближайших родственников.
В подвижных играх дети учатся выполнять правила игры. Происходит развитие внимания, ловкости, быстроты, которые является одними из необходимых условий безопасного поведения на оживлённой улице.
В педагогической деятельности особое место находят игры-драматизации. По мотивам художественных произведений, как «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кошкин дом», «Колобок» и т. д. можно без труда смоделировать вопросы безопасного поведения или нарушения правил безопасной жизнедеятельности сказочных героев.
Наиболее эффективной формой работы по образовательной деятельности «Безопасность» является сюжетно-ролевая игра. Детям, особенно мальчикам, интересна сюжетно-ролевые игры «Инспектор ГИБДД» и «Дорожно-патрульная служба». Они эффективно знакомят их с правилами дорожного движения.
Играя в сюжетно-ролевую игру «Айболит» или «Больница», дети в игровой форме узнают, как не заболеть и уберечься от некоторых заболеваний.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию здорового образа жизни в детском саду направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развития способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.
И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективной является игровая деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развить творческие способности детей.