Папки-передвижки

 Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках образовательной программы

Юлия Пендюр
 Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках образовательной программы дошкольного образования и внедрения ФГОС»

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.

Публикация « Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках образовательной программы» размещена в разделах

Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п., таким образом приобщается к труду взрослых.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых. Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне нескольких задач, а как целостный органический процесс.

Работа ДОО в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» задачи по приобщению детей дошкольного возраста к труду взрослых не обозначены явно, но они решаются косвенно.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

Образовательная программа нашего учреждения разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Содержание психолого-педагогической работы:

Группа раннего возраста - Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать некоторые трудовые действия, прививать трудолюбие.

Младшая группа - Рассказывать о понятных детям профессиях (воспитатель, младший воспитатель, логопед, медсестра, музыкальный руководитель, повар, дворник, шофер, продавец, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, побуждать оказывать им посильную помощь.

Средняя группа - Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности (с опорой на опыт детей.

Формировать интерес к профессиям родителей (водитель, полицейский, пожарный, швея, сантехник, парикмахер, почтальон и т. д.) результатах труда.

Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда

Старшая группа - Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи; людей творческих профессий: художник, писатель, композитор, актер, артист, мастер народного декоративно-прикладного искусства; о важности и значимости результатов труда. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Подготовительная группа - Продолжать расширять представления о людях разных профессий, так же связанных со спецификой родного города (пилот, космонавт, капитан, матрос, риелтор, менеджер, программист, визажист, дизайнер, эколог, спортсмен, адвокат, и т. д); о значении их труда для общества.

Надо отметить, что мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Сегодня в информационную начальную компетенцию дошкольника органично вливаются знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер, и др.

Очень часто дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

При построении нашей работы по ознакомлению детей с трудом взрослых опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей.

Детские интересы направляем в соответствии с задачами воспитания, расширяем и углубляем их, стараемся придать им устойчивость, нравственную направленность:

• внимательно выслушиваем и отвечаем на детские вопросы;

формируем интерес к профессиям взрослых;

• развиваем интерес к окружающей действительности;

• осуществляем индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.

В процессе ознакомления детей с трудом взрослых, со значимостью их труда, нами используются различные методы и приемы.

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

• организованная непосредственно образовательная деятельность;

• совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

• самостоятельная деятельность ребенка;

• познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

• наблюдения за трудом взрослых;

• коммуникативная деятельность;

• чтение художественной литературы;

• художественно-творческая деятельность;

• игровая деятельность;

• моделирование;

• целевые прогулки и экскурсии;

• культурно-досуговая деятельность;

• экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

• встречи с интересными людьми;

• живой пример окружающих взрослых.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).

Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Уточнению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствуют продуктивные виды деятельности дошкольников, такие как конструирование, аппликация, рисование, лепка. Связывая эти виды деятельности с наблюдениями, беседами, чтением художественной литературы стараемся так представить воспитанникам тему непосредственно образовательной деятельности, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое отношение к труженикам.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально - положительного отношения к труду. Темы для игр берутся из известных детям сказок и литературных произведений (К. И. Чуковского «Доктор Айболит», С. Маршака — пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», из реальных фактов и событий («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели», «Проводник и пассажиры»).

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

Полученные знания детьми дошкольного возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Наиболее целесообразным и в то же время эффективным, на мой взгляд, является форма не простого наблюдения за трудом взрослого, а активного взаимодействия с профессионалом своего дела. Хотелось бы раскрыть процесс знакомства с трудом взрослых на примере профессии «гончар».

Вначале в рамках ознакомления с народным творчеством ребятам был представлен итоговой продукт деятельности гончара – глиняная посуда. Дети заинтересовались вопросом, а кто же изготавливает эти изделия? Воспитатель рассказал детям об этой профессии в ходе ознакомительной беседы, при помощи демонстрационных альбомов, презентаций и отрывка из кинофильма во время организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Затем была организована целевая прогулка в гончарную мастерскую Чебоксарского художественного училища, экскурсия в Чувашский национальный музей. Свои впечатления ребята отразили в эскизах будущих работ, нарисовав их во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, а затем смогли реализовать, изготовив посуду на детских гончарных кругах. Конечно, не всем приемам работы на гончарном круге воспитатели имеют возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили народное искусство, научились наблюдать, умели использовать элементы творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Часто встречаются непонятные детям профессии. К примеру, был в нашей группе интересный случай. Во время прослушивания детского радио, у Кости возник вопрос: «А кто это говорит, где находятся эти люди?»

В наше время совершенствования технологий юное поколение уже знакомо с различными техническими гаджетами – фотографии и видеозаписи не кажутся чем-то волшебным, а являются скорее само-собой разумеющейся реальностью. Однако, и это тоже труд человека!

По итогам моей работы, я пришла к выводу, что лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

2. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 306с.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
 Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках образовательной программы
Опубликовано: 4 октября 2021 в 14:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация « Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках образовательной программы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Пендюр в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД