Светлана Игнатова
Формирование трудолюбия основа развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование трудолюбия – основа формирования личности дошкольника"
". Воспитывать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важнейшая воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе". (В. А. Сухомлинский)
Формирование трудолюбия в научной литературе рассматривается как трудовое обучение и воспитание. Оно очень доступно раскрывается в трудах таких известных педагогов как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинского и многих других. Но количество работ по формированию трудолюбия как основы формирования личности немного.
Единого определения "трудолюбие" в научной литературе нет. Такие исследователи как А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин и др. считают трудолюбие привычкой или чертой характера некоторых людей.
Другие ученые такие как Е. Р. Залкинд, М. А. Кононов и др. относят трудолюбие к таким понятиям как чувства, интересы, эмоции.
Психологи К. С. Абилов, Е. П. Верещак определяют трудолюбие как устойчивое или осознанное стремление к трудовой деятельности в результате которой человек получает удолетворение от проявление в процессе труда своей творческой деятельности. [7 стр. 404]
Трудолюбие - черта характера человека которая заключается в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, проявляющейся в активности, инициативности,добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Оно предполагает привычку трудится, является предпосылкой успехов в любой деятельности. Для его выработки необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Формирование трудолюбия у каждого человека - одна из главных задач воспитательной работы.
Т. А Маркова считает, что воспитание трудолюбия в дошкольном возрасте заключается в следующем:
развитие интереса ребенка к труду посредством моделирования ситуаций и развитие желания оказывать помощь в кому-либо в трудовом процессе;
осознание ребенком смысла общественной важности труда;
осознание ребенком своих обязанностей во время трудовой деятельности;
участие ребенка совместно с взрослыми;
изготовление моделей трудового процесса, которые будут понятны ребенку, станут опорой для него во время трудовой деятельности;
при совместном труде, дети трудятся совместно, согласовывают правила и распределяют задания и обобщая результат. Это происходит при тесном сотрудничестве при прямой зависимости от каждого из партнеров темпа и качества х деятельности;
развитие интереса к будущей трудовой деятельности. [4. стр. 112]
При формировании трудолюбия у детей очень большую роль играет трудовой коллектив. Как отмечал А. С. Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в процессе труда - это не вопрос дружбы, любви, а вопрос ответственной зависимости.
В процессе трудовой деятельности А. С. Макаренко рекомендует воспитывать у детей умение доводить начатое дела до конца, рационально планировать свои силы соизмерять соизмерять их со своими реальными возможностями, терпеливо и настойчиво выполнять трудовые действия. Автор подчеркивает необходимость развитие таких качеств, как распорядительность и находчивость.
Рассматривая работы в проблеме трудолюбия у старших дошкольников следует обратить внимание на труды И. Ф. Свадковского. В них отмечается важнейшая задача воспитания - формирование личности человека, который не мыслит жизни без своего дела. Трудолюбие не возникает само по себе, оно формируется только в процессе трудовой деятельности и видение результатов своего труда.
Развитие трудолюбия у человека, это означает овладение им знаний, умений и навыков в трудовой деятельности, а также получения удовлетворения от занятием трудовой деятельностью.
Педагог дошкольного образования должен в своей профессиональной деятельности руководствоваться Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором обозначено, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должно быть сформированы установки положительного отношения к окружающему миру, в том числе и к разным видам труда. [1,стр. 42]
Про организации трудовой деятельности очень важно не только что и как делает ребенок, но важен мотив, ради чего он это делает. Лишь в старшем дошкольном возрасте ребенок может сформулировать мотив своей деятельности.
Воспитание трудолюбия у старших дошкольников - важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения. Ее реализация делает детей более успешными в учебной деятельности. Трудолюбивые дети меньше устают, отличаются творческих подходом к любому делу, у них хорошо развиты такие качества как:самостоятельность, инициативность, ответственность, организаторские способности и др.
Наше государство и общество заинтересовано в том, чтобы человек испытывал потребность в труде приносящем пользу обществу.
Значит цель педагога привить детям такие трудовые стимулы, которые помогут их воспитанникам в достижении поставленной цели с использованием в процессе трудовой деятельности волевых качеств личности а также творческого подхода к делу.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом к формированию трудолюбия как свойства личности по нескольким причинам:
1. В этом возрасте происходит формирование социально - нравственных качеств личности и привычек поведения человека;
2. Это один из благодатных возрастов для воспитательного воздействия на ребенка во всех видах деятельности ребенка;
3. Для воспитания трудолюбие очень значима роль семьи;
4. В этот период ребенок встает в систему ответственных отношений со взрослыми и сверстниками.
Труд детей старшего дошкольного возраста бывает четырех видов:
1. Самообслуживание - это трудовые действия ребенка, направленные на обслуживания самого себя. Трудовые действия ребенка меняются в зависимости от возраста. С каждым возрастом приобретаются новые трудовые навыки. В младшем дошкольном возрасте воспитывается бережное отношение к вещам, аккуратное мытье рук, поддержание порядка в своем шкафчике и т. д. В старшем дошкольном возрасте содержания труда по самообслуживанию включают в себя дежурстве по группе и подготовка и уборка своего рабочего места.
2. Хозяйственно - бытовой труд - это второй вид труда в дошкольном образовательном учреждении. Под ним подразумевается: помощь в уборке помещения,. Данный вид труда имеет социальную направленность и особо широко распространен в семье.
Труд в природе среди детей самый любимый вид труда. Им очень интересно замечать изменения в природе. Детям доставляет особенную радость садить, рыхлить и поливать растение. Этот вид труда дает детям развитие их интеллектуальных, физических и эмоциональных качеств,закладывает основы экологического образования и воспитания.
3. Художественный и ручной труд - это вид труда очень важен в развитии личности ребенка. Реализовываясь в своих работах, поделках и рисунках ребенок развивает мелкую моторику рук, обогащает словарный запас и развивает свое творчество. Ребенок учится терпению, усидчивости, внимательности, доводить дело до логического конца.
Федерально образовательный стандарт ставит перед педагогом цель, сформировать у ребенка представление о значимости труда, получение необходимых знаний, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности.
В нашей работе в общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения мы часто включаем проекты направленные на различные виды трудовой деятельности. В рамках проектов мы читаем книги, просматриваем определенные по теме проекта фильмы и мультфильмы, играем в сюжетно ролевые игры.
Ребенка необходимо творчески вводить в трудовую деятельность. Если все это проходит в игровой, творческой и экспериментальной видах деятельности, педагогу легче способствовать развитию положительного познавательного отклика у детей к труду. [2, стр. 83]
При обучении детей трудовым навыкам необходимо поэтапно учить детей работе в коллективе, учится договариваться со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь друг другу. В результате формируется умение достичь цели благодаря общим усилиям. [ 4. стр. 139]
Работу по воспитания трудолюбия мы проводим в тесном сотрудничестве с родителями. И опять нам на помощи приходит проектная деятельность. Где общими трудовыми усилиями педагогов, детей и родителей у нас получается достичь результата проекта.
Также ведется работа по развитию инициативности детей. Дети учатся проявлять инициативу и активно участвовать в различных видах деятельности. На помощь в этом педагогам приходит создание образовательных событий и образовательных ситуаций.
Проводится организация предметно - развивающей среды и ее постоянное обновление. Также проводятся мероприятия с музыкальным работником, театральные постановки, различные выставки, концерты и соревнования.
Трудовое воспитание имеет особенное значение в процессе формирования качеств личности ребенка. Именно в процессе трудовой деятельности формируются такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, доброжелательность и отзывчивость.
Трудолюбие это нравственное качество, поэтому оно благоприятно согласуется с нравственным развитием ребенка.
Единого понятия "трудолюбие" в психолого - педагогический литературе нет. Но мы можем связать трудолюбие с такими понятиями как отношения, чувства, интересы, эмоции. Трудолюбие это стремление к трудовой деятельности, к активному проявление в результате этой деятельности творческих способностей, реализация трудовых действий дает полное удовлетворения и чувство радости, особенно когда результат труда приносит пользу обществу.
Таким образом, формирование трудолюбия в дошкольном возрасте приводит к формированию понимания у детей необходимости выполнять необходимые трудовые действия, исходя из личной и общественной необходимости. Происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в быту. Складываются привычка трудится. В результате работы по формированию трудолюбия у детей дошкольного возраста, идет формирование ребенка как личности с социальной ответственностью перед собой и обществом.
Список использованной литературы
1. Асланова, З. М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2016.-№9.-с. 74;
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика-педагогика развития. /Магнитогорск:Изд-во МаГУ 2014. 251;
3. Васильева, М. А. Трудовое воспитание//Дошкольное воспитание. -2015.-"№4.-с. 18
4. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. -М:Мозайка-Синтез,2012.- с. 112;
5. Выповаленко, И. В. Возрастная психология/-М. :Гардарики, 2010.-с. 349;
6. Киселева, Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду детей дошкольного возраста/Дошкольное воспитание. -2014.-№11.-с. 112-119;
7. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально бытовых навыков у дошкольников// ВестникЛГУ им. А. С. Пушкмна. 2020.№1. с. 78-88;
8. Макаренко, А. С. Воспитание в труде//Соч. :В 7 т. М. :1987. Т4. с. 404
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденый приказомМинистерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 Электроный ресурс https://fgos.ru/fgos/fgos-do