Елена Салищева
Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №374 г. Челябинска»
Практико-ориентированный семинар
«Формирование связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Выступление по теме «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фразовый конструктор»
Докладчик: учитель-логопед
Салищева Е. В.
Челябинск 2024
Публикация «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста, Фразовый конструктор» размещена в разделах
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.
Для формирования связной речи в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
Фразовая речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания. При этом «единицами» фразовой речи выступают словосочетания, предложения и даже тексты.
В своей работе по развитию связной речи у детей с ТНР,я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.
Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога, в прямом смысле этого слова.
Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Работу начинала с классическим фразовым тренажером Н. Коняхиной.
Пособие ФК направлено на решение следующих задач:
• Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
• Обучение построению однословных, двухсловных и трехсловных предложений;
• Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
• Формирование связности и четкости высказывания;
• Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
• Работа над пониманием сказанного.
Прежде, чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений
Эти пособия помогут детям научится составлять предложения, пересказывать тексты, составлять сюжетные рассказы с опорой на картинки. Они формируют лексико-грамматические представления. Развивают внимание, память, мышление, воображение, связную речь.
Благодаря использованию «фразового конструктора» :
-занятия по развитию связной речи перестали быть скучными,
-дети вовлечены в деятельность по конструированию фраз и предложений,
-ускорился процесс введение в речь предлогов.
Далее представлены некоторые варианты игр-заданий, которые я использую в своей работе. Игры направлены не только на развитие связной речи, но на развитие всех ее компонентов. На некоторых я хочу остановиться поподробнее.
Фразовый конструктор является основой подготовки над построением текстов и рассказов.
Игра “Назови картинку”.
Цель игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря. Составление однословных фраз.
Игровые действия:
Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы:
- Это кто? (Что)
Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить…
Игра «Определи действие»
Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к сущест вительному. Активизация словаря действий.
Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и действия.
Игровые действия:
Детям предлагаются картинки существительные и действия по любой лексической теме. Детям необходимо подобрать действие к существительному. Педагог выкладывает картинку обозначающую существительное, задает вопросы:
- Это кто? (Что,
- … что делает?
Игра “Кубики”
Цель игры: активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фраз.
Игровые действия: В начале игры берем два кубика:
один с пиктограммами;
другой с субъектами действий.
Бросаем оба кубика и составляем фразу “существительное +глагол”, используя слова -названия выпавших картинок. Если выпадают глаголы “есть”, “пить” и т. д., то берем подходящий третий кубик, бросаем и распределяем предложение дополнением (составляем фразу “существительное+глагол+ существительное”)
Игра: “Кино”
Цель игры: активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фраз.
Игровые действия: Пособие состоит из листов. В каждом листе есть прорезанные окошечки, где вставлены карточки. Каждая карточка двигается вверх-вниз. Задача детей состоит в том, чтобы они передвигая карточку, выбирали соответствующие картинки и затем глядя на них составляли фразу или предложение.