Оксана Захаренко
Формирование системного мышления детей 3–7 лет при восприятии окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование системного мышления детей 3–7 лет при восприятии окружающего мира
МКДОУ Конёвский детский сад
Новосибирская область
Краснозёрский район
Захаренко Оксана Алексанровна-
воспитатель
Формирование системного мышления детей 3-7 лет при восприятии окружающего мира.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности опирается на систему знаний. Система включает элементарные представления о биосфере,ноосфере,вещей и явлений (живой и не живой природы) ,о экологическом пространстве,здоровье,жизни и т. д. Я считаю,что особое значение в этой системе занимает человек как часть природы,как самом разумном существо,от которого в значительной степени зависит и её сохранение. Ранее полученные знания переходят в потребностно - мотивационную сферу личности ребёнка при условии эмоциональной окраски,радости от встречи с природой,чувства сопричастности,единения с ней,любви к родной земле,стремление познать окружающую природу,формирования чувство ответственности перед ней. Такое возможно,но только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Каковы основные идеи системного подхода к решению проблемы ознакомления дошкольников с окружающим миром? Системный подход в решении экологических проблем необходим. Но для того,чтобы ребёнок постепенно готовился к решению различного рода задач. Я считаю,что часть этих задач носит исследовательский характер,и для того,чтобы научиться их решать,нужно развивать мышление. Задачи экологического воспитания : Понимание ценности природы. Осознание себя,как части природы. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения биологическим видам. Понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в природе. Обучение основ экологической безопасности. Формирование умений рационально использовать природные богатства. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира. В своей работе я использую основные формы организации : *Непосредственное наблюдение,не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель. Обращаем внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений. *Система игр. Игры направленные на познание признаков и классификацию объектов окружающего мира : «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Угадай объект по признакам», «Кто где живёт?» и т. д. Игры на развитие чувственного восприятия : «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки» и т. д. Игры способствующие формированию основ экологического самосознания : «Хорошо-плохо», «Что будет, если», «Портрет природы» ит. д. Игры на формирование навыка анализа ситуаций: различные игры «Да -нет» *Системный анализ экологических структур. Взаимосвязь различных видов активности деятельности детей :исследовательской,изобразительной, театральной, музыкальной,физическая культура и т. д. Но важно учитывать интересы детей и ведущие виды деятельности.
Публикация «Формирование системного мышления детей 3–7 лет при восприятии окружающего мира» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
При использовании игр соблюдаем несколько правил: 1. Не заставлять играть ребёнка,а создавать условия для возникновения интереса. 2. Не сдерживать двигательную активность детей. 3. Хвалить ребёнка за успехи,но не перехваливать. 4. Давать детям возможность объяснять игровые действия,придуманные детьми. 5. Не давать категорических оценок ошибкам ребёнка. Помимо игровой деятельности важно включат детей в исследовательскую работу-проведение простейших опытов,наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а самое главное дети должны проделывать их сами. Беседа с детьми на основе наблюдений или обсуждении представлений имеют свои особенности. Дети сообща решают ряд задач связанных с экологическим воспитанием. Они более чувствительны к восприятию мира,чем взрослые. Я считаю,что системность мышления детей формируется постепенно через решение творческих задач,но при условии самостоятельно установленных связей. Уровень мастерства педагога определяется умением подвести мышление ребёнка к убеждению. что ребёнок САМ понял или САМ догадался.