Елизавета Шабдарова
Формирование синтаксической стороны речи у школьников с нарушением интеллекта
▼ Скачать +Заказ
Одним из главных умений в жизни человека является умение правильно и грамотно строить свою речь. Правильно сформулированное предложение является залогом общения и дает возможность понятно донести свою мысль до окружающих. Несформированность грамматического строя речи и синтаксиса как одного из его частей может привести к таким проблемам, как проблема обучения русскому языку, так как нарушается процесс порождения и воспроизведения речевого высказывания, его формально-лингвистической и содержательной структуры.
Публикация «Формирование синтаксической стороны речи у школьников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
С учетом постоянного увеличения числа школьников с нарушением интеллекта проблема формирования у них синтаксической стороны речи занимает важное место в современной специальной педагогике и вопрос методики развития речи в этом аспекте остается одним из самых актуальных.
Своеобразие овладения синтаксической стороной речи проявляется у школьников с нарушением интеллекта в замедленном темпе, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах многих ученых дефектологов достигнуты определенные успехи в определении нарушений синтаксической стороны речи, также разработаны и методы их преодоления.
Мной было выдвинуто предположение о том, что обозначенное отклонение обусловлено, с одной стороны, недостаточностью формирования языковой способности при нарушении интеллекта в целом, а, с другой, дефицитарностью методического обеспечения целенаправленной работы учителя-логопеда по нивелированию нарушений синтаксической стороны речи в условиях образовательной организации. Следовательно, внедрение учителем-логопедом современных методических форматов, в частности методического комплекса в виде разработанного мной альбома, ориентированного на формирование синтаксической стороны речи школьников с нарушением интеллекта, может явиться основой для интенсификации данной работы, и, опосредовано, позволит оптимизировать формирование языковой способности данной категории обучающихся в целом.
В основу системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи школьников с нарушением интеллекта были положены общедидактические принципы системности в обучении, наглядности и доступности материала, принцип логопедического воздействия и анализа речевых нарушений (онтогенетический принцип, принцип обходного пути, деятельностного подхода, а так же принципы коррекционной педагогики. Задания строятся по принципу, от простого к сложному, по мере овладения и закрепления формирующихся навыков. На каждом этапе используется наглядный материал: картинки, пиктограммы, графические схемы. Структурная система занятий представляет собой два этапа, которые соответствуют поставленным целям и задачам обучения, и включает систему заданий и упражнений.
Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ, работа с деформированным текстом.
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование грамматического строя может происходить только при определенном уровне когнитивного развития. Главным фактором развития грамматического строя языка является анализ речи окружающих, выделение общих правил грамматики, затем обобщение правил и использование их в собственной речи.
В работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Г. П. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. описано развитие грамматического строя в онтогенезе С учетом взаимодействия морфологической и синтаксической системы, А. Н. Гвоздев выделял несколько периодов, в которых формируется грамматический строй:
I период – период предложений. Он подразделяется на 2 этапа. II период – период усвоения грамматической структуры предложения делится на 3 этапа. III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы. В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения.
В исследованиях Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович и др. отмечаются особенности коррекционно-логопедической работы по формированию синтаксической стороны речи школьников с нарушением интеллекта. Указаны особенности речевого онтогенеза и дизонтогенеза у детей с нарушением интеллекта, обозначены основные направления коррекционной работы с такими детьми.
На данный момент в общей системе логопедической работы обоснованы методологические принципы, определены основные задачи и содержательные компоненты деятельности по коррекции речевых недостатков у школьников с нарушением интеллекта. Имеется достаточное количество учебно-методических пособий, освещающих содержание и речевой материал коррекционного воздействия по традиционным направлениям речевого воспитания и обучения языку. Но, к сожалению, одним из наименее разработанных аспектов обозначенной деятельности является вопрос методического обеспечения логопедической работы по формированию синтаксической стороны речи школьников с нарушением интеллекта.
Таким образом, современный этап развития логопедического сопровождения школьников с нарушением интеллекта характеризуется определенным противоречием : востребованностью в силу высокого педагогического потенциала (для целостного развития мысле-рече-языковой деятельности детей) эффективных практик формирования синтаксической стороны речи у детей с нарушением интеллекта и дефицитарностью конкретных разработок методического обеспечения обозначенной деятельности.
Для успешного достижения поставленных в моей работе цели и задач работа должна быть чётко структурирована и последовательна. Поэтому работа над синтаксической стороной речи школьников с нарушением интеллекта построена следующим образом:
I этап: Совершенствование синтаксических обобщений на уровне фразовой речи. Цель: Расширение и уточнение синтаксической структуры предложения. Задачи: отработка и дифференциация понятий словосочетание и предложение; изучение видов связи в словосочетаниях и предложениях; формирование умения распространения простых и построения сложных предложений различного типа; установление в предложениях связей различного вида (причинно-следственные, временные); дифференциация смысловой и интонационной законченности повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений; работа над синтаксическим разбором предложений; обогащение номинативного и глагольного словаря. Развитие словаря признаков.
В процессе работы над синтаксической структурой предложения используется метод графического моделирования и следующие виды работ: объяснение метода составления предложения по наглядным схемам; разбор предложений; подбор предложений к заданной схеме; самостоятельное придумывание предложений по данной схеме; закрепление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.
II этап: Совершенствование синтаксических обобщений на уровне связной речи. Цель: формирование связной устной и письменной речи. Задачи: знакомство с понятием текст; развитие умения выделять основную мысль текста; формировать представления о текстах описательного характера, повествовательного характера и текстах – рассуждениях; развитие умения составлять планы к текстам и деление их на части; развитие умения прогнозирования развития событий; развитие правильного построения пересказа, рассказа по серии картин, по картинке, по представлению.
Работа по методическому комплексу, разработанному мной, помогает сократить количество ошибок при составлении учащимися предложений по картинкам, по схемам, реже начинают пропуски слов и неточности в описании ситуации, так же сократилось присутствие пропусков отдельных смысловых звеньев.
Необоснованные повторы слов и грамматических конструкций практически не встречаются в речи детей. При составлении предложений по опорным словам в письменной речи детей стали реже встречаться пропуски второстепенных членов предложения.
При верификации предложений дети адекватно используют стимулирующую помощь при выявлении и исправлении ошибок. Количество неправильно построенных предложений уменьшилось до интервала от трех до пяти. При письменном пересказе текста у детей больше не наблюдается тенденция к фрагментарности текста и неадекватным необоснованным повторам слов. Но незначительные нарушения синтаксического оформления предложения все, же присутствуют в речи.