Ольга Иовлева
Опыт работы «Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование самостоятельности
у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности»
(статья из опыта работы)
Подготовила: воспитатель логопедической группы
МБДОУ д / с №4 Иовлева О. А.
Кинешемский городской округ
2023г.
Публикация «Опыт работы „Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности“» размещена в разделах
Самостоятельность является стержневой стороной характера человека. Проблема ее формирования у детей была и остается одной из актуальных. Известно, что самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом этапе имеет свои особенности. Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации деятельности.
ФГОС дошкольного образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе продуктивной.
Сущность термина «самостоятельность детей в продуктивной деятельности» характеризуется как качество личности, проявляющееся в интересе детей «творить» а также в способности действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов (цвет, форма) выполнения конструктивных заданий.
В нашей логопедической группе созданы все условия для формирования у детей данного качества. В группе я веду кружок «Оригами». Этот кружок как раз развивает сенсомоторику у детей, необходимую для развития речи, и самостоятельность в продуктивной деятельности. Данный вид конструирования интересен и привлекателен для дошкольников своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого в старшем дошкольном возрасте у некоторых детей обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей складывания бумаги, и способов осуществления новых целей. Конструирование из бумаги по типу оригами является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.
В ходе НОД в кружке - стимулирую выполнить работу, используя средства и способы на свое усмотрение (какого цвета и размера выбрать бумагу, проявить инициативу, фантазию, творческое воображение. Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определённой последовательности, закрепляют приёмы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать их, скреплять на поверхности поделки. Дети знакомятся с различными видами бумаги, учатся определять её качество самостоятельно, и для каждой поделки выбирать бумагу определённого качества. Для закрепления детьми разных приёмов конструирования поделок из бумаги по типу оригами, организовываю работу по созданию сюжетно – тематических композиций на плоской основе панно, ширме или объёмных изображений в виде макета. При этом ребёнок активно использует свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной темы. Дети здесь самостоятельно могут изменять величину заготовки, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения, используя элементы движения и поз, чем и достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом.
Выготский Л. С., Полуянов Ю. А. и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновение способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. То есть, освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Ребё нок постоянно ищет пути решения задач: какой выбрать поворот головы персонажа, как сделать фигуры наиболее устойчивыми, как передать то или иное действие. Я создаю для работы творческую атмосферу, и поддерживаю интерес детей к содержанию композиций, используемым материалом, средствам изображения, их специфике.
Замысел и композиция панно иногда возникают непосредственно во время работы. Так, например, сделав красивые сельские дома, мы решили объединить их в дачный посёлок. В дальнейшем такая композиция дополнилась в самостоятельной художественной деятельности детей : они решили сделать деревья, пруд с лебедями, дорогу с машинами. Тем самым была создана возможность для активного детского творчества, проявления их инициативы, самостоятельности.
Я использую в своей работе пооперационные карты – карты, где поэтапно изображено создание поделок. Сначала даю детям более способным и заинтересованным, которые могут самостоятельно, зная уже приёмы сгибания бумаги, сделать поделку по схеме, и наблюдаю, как дети сравнивают свои согнутые углы на бумаге со схемой. Если необходимо объясняю и помогаю. Потом я наблюдаю их заинтересованность самостоятельно разобраться и создать поделку. Это очень радует. Для большей заинтересованности в свою работу стала включать игры-сказки в обучение детей оригами. Вот, например такая сказка «Про бабочку» : бабушка надела косынку и пошла в огород (квадрат складываем пополам с угла на угол). Там рос вот такой треугольный куст. Она решила посмотреть кто там спрятался: отогнула одну веточку (складкой пополам и отогнуть угол) потом другую и увидела – бабочку.
Есть сказка для создания стаканчика, «Сказка про отважную собачку», «Пианино и стульчик в подарок для гномов», «Сказка про отважного человека».
Такой подход облегчает освоение приёмов складывания, побуждает к самостоятельности и творчеству.
Самостоятельность развиваю не только в кружке, но и в режимных моментах - (до начала НОД дети самостоятельно готовят пособия, изобразительные материалы, после НОД убирают, моют, протирают);
и в ходе свободной самостоятельной деятельности - самостоятельный замысел, инициативность, выбор средств и способов).
Уголок творчества в группе не только содержит все необходимые средства, но и создан по принципам мобильности и доступности.
Конечно же, далеко не все дети в группы на сегодняшний день способны самостоятельно образовывать продуктивные цели. Но благодаря тому, что ежедневно я требую от детей выполнять различные задания и действия, мотивирую их к повторению, стараюсь развивать логичность мышления, творческое воображение, фантазию, использовать приобретенные навыки позволяют мне видеть продукт своего труда.
При формировании у ребят самостоятельности в продуктивных видах деятельности я стараюсь учитывать индивидуальные особенности, так как в одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален (кто-то испытывает неуверенность в себе, долго не может определиться с выбором деятельности или поставить перед собой цель, а кто-то быстро ставит цель, но не способен самостоятельно осуществить свой замысел, просит помощи). Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она закрепляется, как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Моя задача зажечь в детях искорку уверенности в себе, желание стать более целеустремленными, активными, самостоятельными – что является необходимым для достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.