Ирина Мироновская
Формирование речи с использованием метода сторителлинга
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные дети требуют современных идей.
Если мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
При организации образовательного процесса с детьми модернизация современного общества учит нас искать новые способы, приемы и технологии. Воспитание полноценной личности ребенка, основы его активного общения и социальных контактов закладывается через развитие речи. Возможности для развития связной речи у детей дошкольного возраста расширяет технология «сторителлинг».
Публикация «Формирование речи с использованием метода сторителлинга» размещена в разделах
Что такое сторителлинг? Термин английского языка и переводится «рассказывание историй». Синоним в русском языке – «сказительство», методику сторителлинга разработал Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, наиболее интересны, легче воспринимаются слушателями рассказанные от своего имени.
Многие педагоги внедряют в практику сторителлинг, хотя она сложна и применима для детей начиная со старшего дошкольного возраста, но учитывая возрастные особенности дошкольников, данная технология применима и в младшем возрасте.
Существуют три вида данной технологии:
- классический сторителлинг;
- активный;
- цифровой.
Классический сторителлинг применим для детей младшего дошкольного возраста. История рассказывается педагогом, при желании дополняется детьми. Ведущая роль — воспитателя, который берет на себя роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг – данный формат дополняется визуальными компонентами (видео и т. д.)
Активный сторителлинг – педагог, рассказывая и описывая ситуацию, активно вовлекает в процесс формирования истории дошкольников.
С детьми дошкольного возраста используются следующие виды сторителлинга :
1. На основе реальных ситуаций: применим для решения любой проблемы, возникшей в группе. Этот вид является инструментом для сплочения детского коллектива.
2. На основе повествования: используется, чтобы повысить интерес детей к теме (например, к теме занятия).
3. На основе сценария: при обсуждении ребенок становится частью истории, например, правил дорожного движения.
4. На основе проблемных ситуаций: помогает развивать навыки решения проблемных ситуаций и применять полученные знания на практике.
Структура технологии сторителлинга :
- вступление: связано с основной темой, сосредотачивает интерес и внимание детей на проблеме. Например: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Послушайте, что я вам расскажу» и т. д.
- развитие события: возможность понять и вникнуть в проблему, о которой повествует рассказчик.
- кульминация: находится решение поставленной проблемы.
- заключение: итог рассказа, который может заключаться в одном предложении.
В сторителлинге важна личность самого педагога, его артистизм, творческие способности, надо не просто рассказать историю, а перевоплотиться, чтобы дети прочувствовали ситуацию и появилось желание участвовать, играть.
С детьми можно создать творческую студию «Сказки вместе сочиняем», в которую входят: «кубики истории», материалы для лепки, рисования и аппликации. Вместе с методом сторителлинга можно применять нетрадиционные приемы рисования и аппликации, лепки в ходе интерактивных игр с детьми.
Начало занятия может быть разным. Если использовать картину, на которой изображено море, надо включить аудио запись «Шум моря», и беседовать с детьми о море, о сказках, в которых говорилось про моря и океаны, затем придумывать, показывать и одновременно рассказывать сказку. Участие в создании сюжета для сказки принимают активно все дети.
Если использовать картину на которой изображен лес, то можно с детьми придумать новую версию сказки «Колобок». Главный герой не только обхитрил зайца, волка и медведя, но и лису, а в конце своего путешествия вернулся домой к бабушке и дедушке. Перед тем как эту сказку показать и рассказать, детям предложить вылепить из пластилина персонажей сказки, а потом в рассказе и показе участвовать все дети.
Педагог может использовать персонажей из театрального уголка. Сюжеты могут быть изменены по собственному желанию детей.
Одной из форм сторителлинга, учитывая возраст воспитанников, используются «Кубики истории». Их можно сделать по темам: времена года, профессии, овощи, фрукты, деревья, игрушки, автотранспорт, одежда, мебель, животные и т. д. Правила просты и легко запоминаются детьми. Учитывая программную тематику, педагог с детьми выбирает историю. Ребенок достает из коробочки первый кубик и начинает увлекательную историю, которая каждый раз получается новая и захватывающая. Главную роль в повествовании занимает педагог, направляя детей на различные ответы. Эти занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.
Таким образом, технология сторителлинга открывает возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные сюжеты вызывают наибольший интерес, обогащая при этом фантазию и развивая логику.
Использование данной технологии на занятиях у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи. Составляя увлекательные истории, обогащается речь детей. Дети становятся активнее на занятиях, многие хотят быть «создателями» историй, а застенчивые, сначала повторяют фразы других детей, а позже самостоятельно продолжают придумывать свои истории. Используя данную технологию, можно услышать каждого ребенка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.