Екатерина Ахмадеева
Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать +Заказ
Тема «Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения»
Подготовила: Ахмадеева Е. П., воспитатель
Цель: трансляция личного опыта работа по теме речевого развития дошкольников в игровой деятельности.
Задачи:
• раскрыть актуальность проблемы речевого развития в современной педагогике;
• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития дошкольников в условиях ДОО;
Публикация «Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
• познакомить с наиболее эффективными дидактическими;
• мотивировать педагогов на систематическое применение в своей практике дидактических игр.
Речевое развитие в дошкольном возрасте – одна из самых важных педагогических задач в настоящее время. Личный опыт показывает, что на сегодняшний день, довольно много дошкольников имеют отставание в речевом развитии. Формирование богатой, грамотной речи на базе современного ДОУ – цель многих специалистов дошкольного образования (слайд 2). Речь дошкольника – это не только его возможность вступать в процесс коммуникации с другими детьми и взрослыми, это ещё и отражение его психической зрелости. Несформированные речевые навыки говорят о том, что психика так же развивается не по возрастным нормам.
Педагоги отмечают, что наиболее эффективным средством речевого развития у дошкольников является дидактическая игра (слайд 3). Упражнения из дидактических игр умело маскируют обучающую задачу под игровую, в результате чего мотивация растёт, задания выполняются тщательно, с большим усердием и вниманием. Игра даёт базовые модели, грамотные конструкции и высказывания, которые быстро фиксируются и автоматизируются в речи. Чем больше ребёнок играет в дидактические игры, тем быстрее можно отмечать результаты речевого развития. Конечно, развивается не только навык построения речи. Безусловно, дидактические игры и упражнения вносят новые слова в лексикон, активизируют его. Когда словарный запас ребёнка полон синонимов, эпитетов, антонимов и т. д., у него просто нет необходимости использовать жаргонизмы, слова паразиты и сленг.
Задача педагога заключается в грамотном подборе дидактических игр для именно его группы (слайд 4). Дошкольники одного возраста, часто обладают разными интересами и склонностями к разным видам деятельности. Кто-то больше предпочитает творческую работу, кто-то большее удовлетворение получает от игр с раздаточным материалом (карточки, иллюстрации, пазлы, детали и т. д.). Необходимо, полагаясь на интересы воспитанников и их уровень развития, разработать картотеку наиболее подходящих для них игр. Опираясь на частные потребности своих воспитанников, вы сможете отобрать те игры, которые дадут им максимальный результат, наибольший уровень вовлечённости.
В процессе работы над развитием речи у детей средней возрастной группы нами были сделаны выводы о том, что следующая подборка игр является наиболее универсальной. Большинство из предложенных упражнений подходят воспитанникам разного уровня речевого развития, тренируют их навыки ведения «живой речи», развивают лексикон, дают представления о том, как нужно строить простые и сложные предложения.
Итак, делимся подборкой наиболее удачных дидактических игра для дошкольников 4-5 лет.
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» (слайд 5).
Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.
Ход игры : педагог называет существительное, а ребёнок должен описать его несколькими прилагательными, которые характеризуют это существительное.
Пример: лиса – рыжая, хитрая, пушистая, хищная; изба – деревянная, тёплая, бревенчатая, украшенная, уютная; зима – белая, морозная, скрипучая, ледяная, холодная; роза – колючая, красивая, нежная, ароматная и т. д.
Методическая рекомендация. Если ребёнок затрудняется с ответом, попробуйте навести его на правильный ход мыслей, обрисовывая ситуацию, в которой обычно употребляется это слово, не называя его. Данная игра хороша тем, что ребёнок, в словарном запасе которого имеется большое количество прилагательных, может красочно выразить свои эмоции по отношению к какой-либо ситуации или предмету, точнее описать его, подробнее рассказать о своём отношении к предмету через его характеристику.
Интересная игра, которую можно проводить в любых условиях, так как она не требует особой подготовки и специального раздаточного материала – «Назови действия» (слайд 7).
Цель: Расширить предметный и глагольный словарь ребенка. Учить называть глаголы - слова, обозначающие действие предмета. Развивать мышление, фразовую речь.
Ход игры : Педагог задаёт ситуацию, ребёнок её развивает и называет возможные действия.
Примеры: «Что может делать повар?» (жарить, варить, сервировать блюдо, пробовать блюдо, мешать суп, готовить, запекать, чистить овощи, мыть картошку и т. д.). «Что можно делать с подарком?» (упаковывать, покупать, придумывать, дарить, открывать, декорировать, хранить, пользоваться и т. д.).
Хотелось бы поделиться ещё одной не менее интересной и универсальной игрой, которая стимулирует речевое развитие и мыслительные процессы у дошкольников. Игра называется: «Что таким бывает?» (слайд 8).
Цель: назвать как можно больше слов-предметов к слову-признаку.
Ход игры : Педагог называет прилагательное, а дети делятся своими предположениями о том, что или кого может характеризовать это слово.
Пример: что или кто бывает красным? (яблоко, осенний лист, помидор, малина, клубника, книга и т. д.).
В выступлении приведено несколько дидактических игр, которые имеют словесную форму. Именно поэтому они очень удобны, так как могут проводиться не только в отведённое для занятий время, но и в любое другое, удобное для педагога и воспитанников.
В заключение хотелось бы подвести итог и сказать, что многообразие дидактических игр, пособий и упражнений даёт педагогам большое подспорье, так как помогает организовать работу по речевому развитию дошкольников среднего возраста с любыми потребностями и индивидуальными запросами (слайд 9). Эффективность дидактических игр доказана, именно поэтому они остаются одним из самых популярных в дошкольном мире средств речевого развития.