МААМ-картинки

Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения

Екатерина Ахмадеева
Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать +Заказ

Тема «Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения»

Подготовила: Ахмадеева Е. П., воспитатель

Цель: трансляция личного опыта работа по теме речевого развития дошкольников в игровой деятельности.

Задачи:

• раскрыть актуальность проблемы речевого развития в современной педагогике;

• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития дошкольников в условиях ДОО;

Публикация «Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах

• познакомить с наиболее эффективными дидактическими;

• мотивировать педагогов на систематическое применение в своей практике дидактических игр.

Речевое развитие в дошкольном возрасте – одна из самых важных педагогических задач в настоящее время. Личный опыт показывает, что на сегодняшний день, довольно много дошкольников имеют отставание в речевом развитии. Формирование богатой, грамотной речи на базе современного ДОУ – цель многих специалистов дошкольного образования (слайд 2). Речь дошкольника – это не только его возможность вступать в процесс коммуникации с другими детьми и взрослыми, это ещё и отражение его психической зрелости. Несформированные речевые навыки говорят о том, что психика так же развивается не по возрастным нормам.

Педагоги отмечают, что наиболее эффективным средством речевого развития у дошкольников является дидактическая игра (слайд 3). Упражнения из дидактических игр умело маскируют обучающую задачу под игровую, в результате чего мотивация растёт, задания выполняются тщательно, с большим усердием и вниманием. Игра даёт базовые модели, грамотные конструкции и высказывания, которые быстро фиксируются и автоматизируются в речи. Чем больше ребёнок играет в дидактические игры, тем быстрее можно отмечать результаты речевого развития. Конечно, развивается не только навык построения речи. Безусловно, дидактические игры и упражнения вносят новые слова в лексикон, активизируют его. Когда словарный запас ребёнка полон синонимов, эпитетов, антонимов и т. д., у него просто нет необходимости использовать жаргонизмы, слова паразиты и сленг.

Задача педагога заключается в грамотном подборе дидактических игр для именно его группы (слайд 4). Дошкольники одного возраста, часто обладают разными интересами и склонностями к разным видам деятельности. Кто-то больше предпочитает творческую работу, кто-то большее удовлетворение получает от игр с раздаточным материалом (карточки, иллюстрации, пазлы, детали и т. д.). Необходимо, полагаясь на интересы воспитанников и их уровень развития, разработать картотеку наиболее подходящих для них игр. Опираясь на частные потребности своих воспитанников, вы сможете отобрать те игры, которые дадут им максимальный результат, наибольший уровень вовлечённости.

В процессе работы над развитием речи у детей средней возрастной группы нами были сделаны выводы о том, что следующая подборка игр является наиболее универсальной. Большинство из предложенных упражнений подходят воспитанникам разного уровня речевого развития, тренируют их навыки ведения «живой речи», развивают лексикон, дают представления о том, как нужно строить простые и сложные предложения.

Итак, делимся подборкой наиболее удачных дидактических игра для дошкольников 4-5 лет.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» (слайд 5).

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

Ход игры : педагог называет существительное, а ребёнок должен описать его несколькими прилагательными, которые характеризуют это существительное.

Пример: лиса – рыжая, хитрая, пушистая, хищная; изба – деревянная, тёплая, бревенчатая, украшенная, уютная; зима – белая, морозная, скрипучая, ледяная, холодная; роза – колючая, красивая, нежная, ароматная и т. д.

Методическая рекомендация. Если ребёнок затрудняется с ответом, попробуйте навести его на правильный ход мыслей, обрисовывая ситуацию, в которой обычно употребляется это слово, не называя его. Данная игра хороша тем, что ребёнок, в словарном запасе которого имеется большое количество прилагательных, может красочно выразить свои эмоции по отношению к какой-либо ситуации или предмету, точнее описать его, подробнее рассказать о своём отношении к предмету через его характеристику.

Интересная игра, которую можно проводить в любых условиях, так как она не требует особой подготовки и специального раздаточного материала – «Назови действия» (слайд 7).

Цель: Расширить предметный и глагольный словарь ребенка. Учить называть глаголы - слова, обозначающие действие предмета. Развивать мышление, фразовую речь.

Ход игры : Педагог задаёт ситуацию, ребёнок её развивает и называет возможные действия.

Примеры: «Что может делать повар?» (жарить, варить, сервировать блюдо, пробовать блюдо, мешать суп, готовить, запекать, чистить овощи, мыть картошку и т. д.). «Что можно делать с подарком?» (упаковывать, покупать, придумывать, дарить, открывать, декорировать, хранить, пользоваться и т. д.).

Хотелось бы поделиться ещё одной не менее интересной и универсальной игрой, которая стимулирует речевое развитие и мыслительные процессы у дошкольников. Игра называется: «Что таким бывает?» (слайд 8).

Цель: назвать как можно больше слов-предметов к слову-признаку.

Ход игры : Педагог называет прилагательное, а дети делятся своими предположениями о том, что или кого может характеризовать это слово.

Пример: что или кто бывает красным? (яблоко, осенний лист, помидор, малина, клубника, книга и т. д.).

В выступлении приведено несколько дидактических игр, которые имеют словесную форму. Именно поэтому они очень удобны, так как могут проводиться не только в отведённое для занятий время, но и в любое другое, удобное для педагога и воспитанников.

В заключение хотелось бы подвести итог и сказать, что многообразие дидактических игр, пособий и упражнений даёт педагогам большое подспорье, так как помогает организовать работу по речевому развитию дошкольников среднего возраста с любыми потребностями и индивидуальными запросами (слайд 9). Эффективность дидактических игр доказана, именно поэтому они остаются одним из самых популярных в дошкольном мире средств речевого развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения
Опубликовано: 21 марта 2023 в 16:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи дошкольников среднего возраста через дидактические игры и упражнения» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ахмадеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД