Папки-передвижки

Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками

Тарасова Наталья
Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Публикация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками» размещена в разделах

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем малыша. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки. Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в е подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик - воспитатель должен знать наизусть. Большие по объму сказки, как например, «Царевна- лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность. Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге, например («Теремок», «Петушок и бобовое зрнышко», «Лиса и козл», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Прим троекратного, а иногда и многократного повторения уже придат ритмичность развитию действия. Например в сказках «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для е устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т. е. речевых умений и навыков). Специфика данного вида занятий требует создания особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания. Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне. Приветливо и спокойно предложив детям сесть, воспитатель проверяет, как они расположились, и начинает занятие. Воспитатель это делает не замечаниями, не угрозами, а показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки. Концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала. Следует напомнить об обязательном использовании паузы.

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1. Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра - упражнение. «Я назову, а вы продолжите».

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

Мышка (норушка)

Лягушка (квакушка)

Зайчик (побегайчик)

Лисичка (сестричка)

Волчок (серый бочок)

Баба (Яга, костяная нога)

Коза (Дереза)

Медведь (косолапый)

Петушок (золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица (Алнушка)

Братец… (Иванушка)

Курочка (Ряба)

Серый. (волк)

Старший дошкольный возраст.

Крошечка (Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич)

Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса (Прекрасная)

Мальчик (с пальчик)

3. «Сказочная путаница».

Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку».

(Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Маски».

(Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

6. «Что изменилось».

(Игрушки из настольного театра.) На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес?» Дети говорят что изменилось.

7. «Кто лишний».

На столе или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

8. Речевая игра «Добавлялки».

(Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле (теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

9. Речевая игра «Если бы я был (а?

(Богатырм, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т. д.). Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу, шапку- невидимку.

10. «Живые картинки».

Стакан обернуть детским рисунком, а внутрь стакана вставить свечу. Взрослый предлагает ребнку придумать сказку об оживших человечках.

11. «Волшебный сказочный салат».

На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребнку сочинить новую сказку.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать с помощью русских народных сказок, так как в них очень часто используются приговорки, прибаутки, песенки, повторы.

Особое внимание можно уделить умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т. е. искусству драматизации. В этом используются знакомые и любимые детьми сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой.

Именно драматизация сказок позволяет дошкольникам овладевать навыками использования разнообразных выразительных средств в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения); способствует повышению речевой активности, развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками.

Параллельно на занятиях по изодеятельности, вместе с воспитателем дети могут готовить реквизит для драматизации сказки. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику рук, обогащает фантазию и образное мышление.

Для того, чтобы работа по формированию языковой компетентности средствами сказки велась систематически, материал «сказочных занятий» включался воспитателями в общеобразовательные занятия (развитие речи, математику, социальный мир и т. д.). Например, на занятии по математике, с целью закрепления понятий: за, после, перед, между, воспитатели использовали персонажей сказки «Репка» (Кто стоял за бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д).

Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является включение в неё родителей. Родители совместно с детьми могут, в качестве домашнего задания, сочинить сказку. Сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.

Таким образом, использование в работе русских народных сказок обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму»Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму» Дидактическая игра "Найди лишнее". Цель:Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми» 30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" (воспитатель Богомолова А. М., младший воспитатель Тукачева А. М.) было проведено мероприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками
Опубликовано: 15 октября 2020 в 11:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками» (включая файлы) размещена пользователем Тарасова Наталья (УИ 2381862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД