Елена Воропаева
Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Любовь ребенка к людям труда –
источник человеческой нравственности"
В. А. Сухомлинский
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса.
Публикация «Формирование ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество, так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности ребёнка.
Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент. …
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов. Ярко выраженная склонность свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Вот что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
А. Г. Асмолов писал: «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом и т. д.»
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. В рамках преемственности по профориентации, детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить дошкольника с различными видами труда, чтобы облегчить ему в дальнейшем самостоятельный выбор.
Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых, ближайшего окружения. В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как : бизнесмен, менеджер, юрист. Но о них дошкольник знает весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Основными предпосылками эффективного формирования у дошкольников представлений о мире профессий является создание комплекса психолого-педагогических условий :
Профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников
Создание развивающей пространственно-игровой среды профессиональной направленности
Организация образовательного процесса в различных видах деятельности
Взаимодействие с социальными партнерами городской инфраструктуры
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Для того чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, становится главным вопросом разработка педагогической системы формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых в игровой деятельности, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирования и модификацию. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность, мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями.
Дошкольное учреждение ставит перед собой цель по созданию благоприятных условий для выстраивания целенаправленной, систематической работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста через «погружение» в реальные практические ситуации.
Для достижения поставленной цели актуальными являются задачи:
организовать в образовательном пространстве детского сада современную и безопасную развивающую предметно-пространственную среду, адекватную возрастным особенностям воспитанников;
сформировать у воспитанников готовность к изучению профессий средствами конструктивно-модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО;
обеспечить повышение квалификации и методической компетентности педагогических работников детского сада по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;
повысить мотивацию родителей к активному участию в жизни детского сада;
создать условия к укреплению партнёрских связей, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, по вопросам ранней профориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субьекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:
Технологии проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зубкова).
Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. М. Короткова).
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).
Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).
Информационно-коммуникативная технология (Т. С. Комарова, А. В. Туликов).
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, обеспечивающие наглядность получаемых представлений, способствующие накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Вся работа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, через следующие виды деятельности:
совместную деятельность взрослого с детьми;
через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная);
через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы, игровой деятельности);
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями воспитанников;
организацию взаимодействия с учреждениями социума, социальными партнерами.
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
непосредственно- образовательная деятельность;
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
самостоятельная деятельность ребенка;
познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
наблюдение за трудом взрослых;
коммуникативная деятельность;
чтение художественной литературы;
художественно-творческая деятельность;
игровая деятельность;
моделирование;
целевые прогулки и экскурсии;
культурно-досуговая деятельность;
экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
встречи с интересными людьми;
живой пример окружающих взрослых.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для ранней профориентации детей осуществляется по следующим направлениям:
информативное (предоставление знаний о профессиях, их особенностях и специфике);
коммуникативно-познавательное (знакомство, беседы и общение воспитанников с представителями разных специальностей, посещение предприятий, организация встреч, экскурсий);
деятельностно-игровое (обеспечение детям возможности проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики).
При работе по всем трем направлениям обязательно учитываются возрастные особенности детей, доступность, безопасность, эстетичность и мобильность игровых зон и материалов.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.
Педагоги приобретут новый уровень профессиональных компетенций в вопросах раннего самоопределения дошкольников. Образовательный процесс будет насыщен созданием профессионально-ориентированной развивающей среды, направленной на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах деятельности. Создадутся и будут разработаны образовательные технологии и средства ранней профориентации, информационные бланки дидактических продуктов: виртуальные экскурсии, картотеки дидактических профориентационных игр и художественных произведений о рабочих профессиях.
Воспитанники научатся ориентироваться в мире труда и профессий, смогут использовать свои знания в бытовых и социальных условиях, сформируют определенный интерес к профессиям родителей и положительное отношение к разным видам трудовой деятельности, расширят представления о профессиях будущего, научатся понимать значимость труда в жизни человека и общества.
Родители получат повышение компетентности в вопросах ознакомления детей с миром профессий, осознанное отношение к профориентации детей : приоритет профессионализма независимо от выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора, значительное повышение эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в осуществлении ранней профориентации дошкольников.
Таким образом, ранняя профориентация будет способствовать формированию базовых представлений о мире профессий, создавать предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами труда, а также служить стимулом для развития познавательных и творческих способностей детей.
Недаром, говорят, что дети это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.