Анна Дмитриева
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников основ гражданственности и патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка консультация для педагогического коллектива «Формирование у дошкольников основ гражданственности и патриотизма»
г. Краснодар, 2025г.
Консультация «Формирование у дошкольников основ гражданственности и патриотизма»
«ДЕТСТВО – это каждодневное открытие мира и
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания всегда была одной из значимых и важных проблем. Но особенно актуальной она стала в последние годы.
Патриотическое воспитание - одна из стратегических задач современного образования. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г. определяет цели воспитания и обучения в области патриотического воспитания :
«Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Эту цель возможно достичь, закладывая основы гражданственности и патриотического воспитания с самого раннего детства у ребенка на уровне дошкольного образования.
Давайте рассмотрим поближе понятия «гражданственность» и «патриотизм», что они обозначают, какой смысл в них вложен, что включают в себя, какие проявления этих понятий, а также какое формирование у дошкольников основ гражданственности и патриотизма.
Гражданственность — это степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.
Гражданственность включает в себя :
• совмещение самодисциплины и внутренней свободы человека;
• уважение к Конституции и закреплённым в ней правам и обязанностям;
• способность пользоваться своими правами и выполнять обязанности в личных интересах и на благо общества;
• уважительное отношение к согражданам и государственной власти.
Высшие проявления гражданственности :
• быть патриотом, любить своё Отечество;
• быть ответственным за события, происходящие в стране, перед последующими поколениями.
Таким образом, гражданство — правовой статус человека, который обозначает его особую правовую связь с государством, со взаимными правами и обязанностями, а гражданственность — нравственная позиция человека, его духовное отношение к обществу и государству.
Патриотизм — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей страны.
Настоящий патриот любит свою страну, но при этом уважает другие народы и страны, их традиции и обычаи. Важно различать понятия патриотизма и национализма. Националисты считают свою нацию и её интересы выше остальных, поэтому их политические взгляды нередко агрессивны и общественно опасны.
Как мы уже поняли ранее, гражданственность выражается в патриотизме, позитивном отношении к своей стране, добросовестном выполнении своих гражданских обязанностей. Патриотизм не закреплён законами, но проявляется в ценностях и поступках:
• верности Родине;
• заботе об интересах своего Отечества, готовности пожертвовать собой ради них;
• гордости за достижения своей страны;
• уважении к историческому прошлому Родины;
• сочувствии к страданиям своего народа;
• переживаниях за будущее и настоящее своей страны и др.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ 25 ноября 2022г, поставило патриотическое воспитание дошкольника «во главу угла».
Уже во втором пункте «Основных положений» говорится о том, что ФОП позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования : «обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование его культурной и гражданской идентичности на соответствующем его уровню содержании доступными средствами;» И только потом в п. 2 «создание единого ядра дошкольного образования» и п. 3 «создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей».
Т. е, основная задача педагога – воспитание гражданина РФ, причем ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Пункт 14.1. говорит, что «Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Эта цель достигается через решение следующих задач: «приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей».
Формирование основ гражданственности и патриотизма включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие. Этот раздел данной образовательной области начинает изучаться детьми с младшей группы (3-4 года).
Задачи в области формирования основ гражданственности и патриотизма :
3-4
Обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
4-5
Воспитывать уважительное отношение
- к Родине,
- символам страны,
- памятным датам
5-6
Воспитывать уважительное отношение
- к Родине,
- к людям разных национальностей, проживающим на территории России,
- их культурному наследию
6-7
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение
- к Родине,
- к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Как воспитать маленького патриота?
Содержание патриотического воспитания дошкольников :
1. Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
2. Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
3. Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Таким образом, результаты работы по патриотическому воспитанию не будут видны сейчас. Педагогический коллектив понимает, что в дошкольном возрасте не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Но если ребенок будет проявлять интерес к культурно- историческому наследию нашей Родины, своего города, края, знать государственные символы, подражая взрослым, вставать, когда звучит гимн Российской Федерации, гордиться достижениями людей, прославивших нашу страну, проявлять толерантность к другим людям, заботиться о близких, сверстниках, животных, то можно сказать, что результат педагогической работы достигнут.
Гражданство отражает правовую связь человека и государства, а гражданственность — нравственное, духовное отношение гражданина к своему государству. Высшим проявлением гражданственности считается патриотизм. Патриотизм выражается в чувстве любви к Отечеству, своему народу и готовности служить интересам своей Родины.