Лучший педагог года

Формирование психомоторики у детей дошкольного возраста

Карелина Юлия
Формирование психомоторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие понятия "психомоторика" связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира.

По И. М. Сеченову, окончательный факт любого психического явления - мышечное движение. Связь психических явлений и движений получила название психомоторики.

Психомоторика (греч. psych душа, сознание + лат. motor приводящий в

движение)совокупность сознательно регулируемых двигательных актов.

Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека.

Публикация «Формирование психомоторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Другими словами, движения в психомоторике объясняются действием не осознаваемых индивидом рефлекторных механизмов.

При этом различают три вида реакций:

- простая сенсомоторная реакция (быстрый ответ простым «заученным» движением на внезапно появившийся, но знакомый сигнал);

- сложная сенсомоторная реакция, или реакция выбора (ответное действие формируется в виде выбора из их возможного набора);

- сенсомоторная координация (реализация ряда сложных движений в ответ на изменяющееся сенсомоторное поле).

В психомоторике выделяют еще два особых вида психомоторных процессов : идеомоторные и сенсоречевые.

Идеомоторные процессы - феномен, проявляющийся в том, что само представление о предстоящем движении (образ движения) вызывает едва заметное реальное движение органов тела (рук, глаз, головы или туловища). Эти движения могут быть непроизвольными, т. е. совершаться независимо от сознания человека.

В современной психологии психомоторика рассматривается широко, как единство двигательной, познавательной и эмоциональной составляющих. То есть, если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция, письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения, локомоции (ходьба, бег, инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы, поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике. Познавая окружающую среду, мы переводим взгляд с одного объекта на другой, а это становится возможным благодаря работе глазных мышц; потребление пищи не обходится без участия не только жевательных мышц, но и мышц рук; общаясь друг с другом, мы разговариваем, а это становится возможным благодаря сокращениям мышц гортани и полости рта, а так же при письме, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения, различных инструментальные действиях и т. д.

На первых этапах жизни ребенка в развитии психомоторики особую роль играет его двигательная активность. Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для ребенка живым опытом. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят не только от внешних предметов, но и от собственных мышц, связок и сухожилий, снабженных чувствительными нервами и, с другой стороны, нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений. Это свидетельствует о тесной связи между развитием двигательной и познавательной сферы. Не только первые сознательные ощущения и мысли порождаются у ребенка движениями, но и в последующем двигательная активность способствует работе мозга. Соответственно задержка в развитии двигательной сферы сопровождается запаздыванием в становлении высшей нервной деятельности. Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактического средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Соответствие показателей развития основных движений возрастным нормам - одно из свидетельств правильного нервно-психического развития ребенка в раннем возрасте. Существует тесная взаимосвязь двигательной и эмоциональной сферы, поскольку движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность и являются для него непрерывным источником радости, особенно на ранних этапах развития. Каждое выполненное движение, связанное с ползанием, вставанием, ходьбой и др., сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Поэтому потребность ребенка в движениях рассматривается как одна из основных, жизненно важных потребностей. Именно положительные эмоции, возникающие у ребенка при движении, являются стимулом к их повторению, что, в свою очередь, является необходимым условием овладения ими.

Наибольшая устойчивость и наибольшее разнообразие эмоциональных реакций у ребенка проявляется при выполнении более сложных по структуре движений. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к эмоциональной вялости. Дефицит движений провоцирует возникновение стереотипных двигательных актов (раскачивание тела из стороны в сторону, вперед назад, сосание пальцев и др., которые быстро становятся автоматическими и разрушить их очень сложно.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь (совместно с органами чувств) выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, развитие двигательных функций тоже будет страдать. Таким образом, многие исследователи подчеркивают взаимосвязь психического и моторного развития. С одной стороны, двигательная активность является одним из существенных факторов, влияющих на развитие психики ребенка, с другой стороны, способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от его психического развития.

Позвольте вашему ребенку познавать мир и развиваться через движения. Дайте ему возможность бегать, прыгать, лазать, играть в футбол, и вы увидите, как не только укрепится его здоровье и физическое развитие, но и улучшиться речь, память, внимание. Безусловно, малоподвижность – это не единственная причина проблем с речью у детей. Но давайте начнем хотя бы с ее устранения!

Задержка в развитии двигательной сферы сопровождается запаздыванием в становлении высшей нервной деятельности и однозначно установлено, что все дети, у которых в дошкольном возрасте обнаруживается интеллектуальная недостаточность, в первые три года жизни имели задержку психомоторного развития. Такие дети, начинали гораздо позже держать голову (около шести месяцев, сидеть (примерно к году, ползать, ходить (примерно от полутора до двух лет).

Большую роль психомоторика играет при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания. Сочетание работы тактильного и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. А важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка называется, по Пиаже, стадией сенсомоторного интеллекта. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Поскольку основным органом осязания служит рука, значит, немаловажно развивать чувствительность рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

- лепка из глины, пластилина, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

- конструирование из бумаги (оригами);

- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, бусинки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Не следует забывать и о пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук.

Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования. Пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

Слуховое восприятие речи также осуществляется при участии движений. У слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

Огромную роль речедвигательный компонент (т. е. проговаривание) имеет для грамотного письма. Это было доказано в эксперименте, проведенном на школьниках Л. К. Назаровой (1952). Одни школьники писали диктант с проговариванием, другие — зажав язык между зубов, что исключало проговаривание, а третьи — сжав пальцы левой руки в кулак, что отвлекало внимание, хотя и делало возможным проговаривание. Результаты оказались следующими: во второй группе количество ошибок было в шесть раз больше, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей группе. Так была подтверждена необходимость кинестезических ощущений для грамотного письма.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, которое, в свою очередь, является регулятором разнообразных практических действий.

Поэтому, развивая психомоторику у детей, немаловажно развивать восприятие.

Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерным является недоразвитие выразительных движений. Жестикуляция отличается скудностью, невыразительностью, а мимика - слабой дифференцированностью и бедностью.

Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:

• дыхательные упражнения, выдувание мыльных пузырей и др. ;

• упражнения на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);

• мимические и пантомимические упражнения.

Уважаемые взрослые! Развивать моторику и психические функции детей необходимо в любом возрасте. Однако уровень двигательной активности у всех детишек разный. Предлагаю Вам игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных компонентов психомоторики, с учетом уровня двигательной активности ребенка.

Примеры дифференцированных упражнений и игр, направленных на развитие динамического параметра движений.

- для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра «Футбол».

Цель игры: развитие общей моторики и динамической координации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: из группы детей выбираются два участника, задача которых загнать в свои «ворота» свой мяч. Передвижение к воротам осуществляется прыжками на одной ноге, которой толкается мяч в нужном направлении. Игра имеет соревновательный характер. Выигрывает тот участник, чей мяч раньше окажется в воротах.

2. Игра «Кто быстрее?».

Цель игры: тренировка мелкой моторики, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: из группы детей выбираются несколько участников, задача которых свернуть пальцами атласную ленту в рулон. Упражнение имеет соревновательный характер, выполняется под музыкальное сопровождение. Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее скрутил ленту. Игру можно проводить одновременно с несколькими участниками или попарно.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

1. Пальчиковая игра «Цветок».

Цель игры: тренировка мелкой моторики, умения соотносить темп речи и движения.

Ход игры: упражнение выполняться вначале под стихотворное сопровождение педагога, затем - под самостоятельное проговаривание текста детьми:

Шевелились у цветка руки соединены перед собой основаниями

ладоней, пальцы двигаются вразнобой;

Все четыре лепестка. поочередно соединяются одноименные

пальцев левой и правой руки;

Я поймать его хотел, руки сцепляются в замок, пальцы

ритмично сгибаются и разгибаются;

Он вспорхнул и улетел. руки сжимаются в кулаки и разжимаются;

2. Игра «Что я съел?».

Цель игры: тренировка сложных движений лицевых мышц, произвольная регуляция двигательной активности.

Ход игры: дети по очереди тянут карточки с изображением продуктов (лук, лимон, варенье, перец, шоколад) и, не показывая рисунок остальным, пытаются изобразить только мимикой вкусовые качества продукта – остальные дети отгадывают его название. Перечень продуктов перед игрой оглашается.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие темпо-ритмического параметра движений.

1. Игра «Часы». Вариант для детей с низкой двигательной активностью.

Цель игры: развитие общей моторики, темпо-ритмической организации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: дети по очереди прыгают через скакалку, соотнося количество прыжков с названным числом: «Часы пробили ровно час – раз! Часы пробили ровно два – раз, два!». Необходимо добиваться ровного, ритмичного вращения скакалки детьми, т. к. оно задает темп прыжков. При затруднении в удержании темпа детям необходимо вначале потренироваться прыгать на месте без скакалки.

Вариант для детей с высокой двигательной активностью.

Цель игры: развитие общей моторики, темпо-ритмической организации движений, произвольная регуляция движений в соответствии с заданным темпом.

Ход игры: дети по очереди прыгают через скакалку, соотнося количество прыжков с названным числом: «Часы пробили ровно час – раз! Часы пробили ровно два – раз, два!». Необходимо вращать скакалку в медленном темпе, чтобы каждый прыжок ребенка был изолированным, без промежуточных (лишних) прыжков. При затруднении в удержании темпа детям необходимо вначале потренироваться прыгать в заданном темпе на месте без скакалки.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие серийной организации движений.

- игры для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра «Попрыгунчик».

Цель игры: тренировка серийной организации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: детям предлагается под музыкальное сопровождение выполнять чередование следующих движений: ходьба на месте – 2 прыжка на месте – 2 прыжка на левой ноге – 2 прыжка на правой ноге; 2 прыжка вперед – 2 прыжка назад – 2 прыжка на левой ноге – 2 прыжка на правой ноге. Каждое движение выполняется на один счет.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

2. Игра «Будь внимательней».

Цель игры: развитие общей моторики, серийной организации движений, внимания, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: детям предлагается выполнить по команде и по образцу серии из нескольких движений: руки в стороны - руки на пояс – руки на плечи – руки вверх – руки вниз. После освоения детьми движений задание изменяется: педагог дает команды и сам выполняет другие движения. Дети должны выполнять движения строго в соответствии с командами.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие чувства ритма.

- игры для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра «Зайка».

Цель игры: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: детям предлагается проговаривать стихотворение, сопровождая каждую строку определенными движениями.

Ушки длинные у зайца, ладошки ставятся на макушку на манер заячьих ушей и ритмично сгибаются;

Из кустов они торчат. пальцы сжаты в кулак, выпрямленные указательный и средний палец ритмично сгибаются;

Ушки прыгают и скачут чередование ритмичных хлопков

в ладоши и о коленки;

Веселей самих зайчат. ритмичные прыжки на месте. Наши ушки на макушке, ладошки ставятся на макушку на манер

заячьих ушей и ритмично сгибаются;

Не придется вам скучать! руки на поясе, ритмичные

наклоны в стороны;

Мы веселые зверушки, чередование ритмичных хлопков

в ладоши и о коленки;

Любим прыгать и плясать. ритмичные прыжки на месте.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

2. Игра «Эхо».

Цель игры: развитие чувства ритма, слухового восприятия, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: педагог дает каждому ребенку по очереди ритмический образец хлопками или протопыванием об пол, который ребенок должен в точности повторить другим способом. Педагог: три хлопка в ладоши, ребенок – три раза топает ногой об пол и т. д.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- игры для детей с низкой двигательной активностью.

1. Игра: «Живые звуки».

Цель игры: развитие фонематического восприятия, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: дети стоят в шеренге перед педагогом, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог произносит вразнобой гласные звуки: А – У – О – И – Ы – Э. Задача детей изобразить услышанный звук определенным движением.

Примеры изображения звуков:

«А» - ноги широко расставлены, спина прямая, руки разведены в стороны и опущены под углом 45 градусов.

«У» - ноги вместе, спина прямая, руки перед собой выпрямлены вниз и соединяются ладошками.

«О» - ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты над головой и соединены, образуя круг.

«И» - ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты ровно вверх.

«Ы» - ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты вверх под углом 45 градусов.

«Э» - ноги широко расставлены, спина прямая, руки поднимаются к плечам.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

2. Игра: «Слушай – прыгай!».

Цель игры: развитие общей моторики, навыка определения количества слогов, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: дети стоят в шеренге перед педагогом. Педагог по очереди для каждого ребенка произносит определенное количество (от одного до четырех) прямых слогов, состоящих вначале из одинаковых, как вариант усложнения - из различных гласных и согласных звуков. Задача каждого ребенка подпрыгнуть на месте столько раз, сколько слогов было произнесено. При затруднении возможно сопряженное выполнение, самостоятельное произнесение слогов ребенком. После усвоения игры прыжки могут выполняться всеми детьми одновременно.

Примеры упражнений и игр, направленных на коррекцию звуко-слоговой структуры слова.

- игры для детей с низкой / высокой двигательной активностью.

1. Игра: «Цепочка».

Цель игры: развитие общей моторики, отработка способов передачи мяча, отработка отраженного произнесения прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог начинает передавать по кругу мяч (бросать из рук в руки, ударять об пол, катить по полу, сопровождая передачу мяча произнесением определенного слога – дети продолжают передавать мяч, произнося данный слог. Когда мяч возвращается к педагогу, дается другой слог, способ передачи мяча изменяется. Отрабатываются вначале прямые, затем обратные слоги, слоги со стечением согласных.

2. Игра: «Не повторись».

Цель игры: развитие общей моторики, отработка способов передачи мяча, отработка навыка составления слогов из звуков.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог начинает передавать по кругу мяч, (бросать из рук в руки, ударять об пол, катить по полу, сопровождая передачу мяча произнесением слога с определенным гласным звуком – дети продолжают передавать мяч, произнося другой слог с этим же гласным. Повторения не допускаются. Когда мяч возвращается к педагогу, дается слог с другим гласным звуком способ передачи мяча изменяется. Отрабатываются вначале прямые, затем обратные слоги, слоги со стечением согласных.

Примеры игр, направленных на развитие общей моторики, статической координации.

- игры для детей с низкой / высокой двигательной активностью.

1. Игра «Волк и зайцы».

Цель игры: развитие общей моторики, тренировка равновесия. Для детей с низкой двигательной активностью – стимуляция двигательной активности.

Ход игры: среди детей выбирается ведущий – «волк», который пытается словить остальных – «зайцев». Дети свободно бегают по залу, волк стоит в стороне. По команде педагога: «Волк», дети должны остановиться и стоять на одной ноге. «Волк» имеет право словить тех, кто теряет равновесие и подставляет другую ногу. Словленный ребенок становится «волком».

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование психомоторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2020 в 12:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование психомоторики у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карелина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД