Наталья Фетисова
«Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем : только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
Публикация «„Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни“» размещена в разделах
Главная цель опыта: оздоровление детей, а также создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья дошкольников, их продуктивной познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни личности.
Задачи, решаемые в опыте: помочь каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым;
развивать способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья.
Быть здоровыми хотим.
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, своевременна и достаточно сложна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Области здоровьесбережения в работе с детьми я всегда уделяла больше внимание.
Работу по формированию представлений и навыков здорового образа жизни осуществляла по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Взаимодействие с руководством МКДОУ
5. Обмен опытом с воспитателями
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
• Наличие игрового материала для освоения темы
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
1. Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- НОД «Физическая культура» (3 раза в неделю);
- НОД «Музыка» (2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно);
- зрительная, дыхательная гимнастика в ходе проведения непосредственной образовательной деятельности;
- вторая гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физминутки и паузы (в ходе проведения непосредственной образовательной деятельности);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).
2. Дни здоровья.
3. Летние оздоровительные мероприятия.
Соблюдение режима дня, проведение непосредственной образовательной деятельности на свежем воздухе, регулярное проведение непосредственной образовательной деятельности с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которое приносит детям радость, поддерживает хорошее настроение, побуждает к самостоятельности и абсолютно безопасно для здоровья воспитанников, – все это позволило привить у детей желание приобщаться к здоровому образу жизни.
В своей работе по здоровьесбережению использовала технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологию обучения здоровому образу жизни : подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, коммуникативные игры, психогимнастика.
Работу организовала по нескольким направлениям: воспитание осознания и потребности в здоровом образе жизни; создание оптимальных условий для реализации двигательной активности воспитанников; воспитание у дошкольников навыков личной гигиены, обеспечение оздоровительно-физкультурной работы в течение дня с учётом возрастных особенностей. Большое внимание уделяла формированию у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью и воспитанию здорового образа жизни : привития стойких культурно-гигиенических навыков (правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании); развития представлений о строении собственного тела; формирования представлений о том, что полезно, а что вредно для организма; формирования привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Для этого в работе с детьми применяла:
- игры познавательного цикла, направленные на привлечение внимания к своему телу, побуждение интереса к самопознанию, усиление мотивации к изучению себя («Встречи с Айболитом», «Путешествие в страну здоровья»);
- образовательную деятельность по физической культуре с целью развития двигательной активности, освоения техники основных движений, укрепления определенной группы мышц;
- интеграцию образовательных областей;
- праздники и досуги («День Здоровья»,», «Весёлые старты».);
- познавательные беседы для создания у дошкольников правильных представлений о здоровом образе жизни : «Лекарства – друзья и враги», «Овощи и фрукты полезны для здоровья».
Работу по профилактике заболеваемости проводила через использование комплексов упражнений, бодрящей гимнастики после сна, использование игр на развитие общей моторики, релаксации, закаливания: босохождение – ходьба по массажным дорожкам, воздушные и солнечные ванны (в летнее время).
Разработала ряд конспектов образовательной деятельности под общим названием «Забочусь о своём здоровье».
Работу вела в двух направлениях:
1 направление «Образ жизни человека и здоровье».
Целью данного направления являлось формирование представления детей об образе жизни человека, о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. («Наши верные друзья», чтение И. Токмаковой «Где спит рыбка?», советы «Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать»).
2 направление «Я - человек. Что я знаю о себе?».
Целью направления ставила формирование представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
(Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук.)
В процессе ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим миром формировала представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
В ходе проведения непосредственной образовательной деятельности экологической направленности формировала у воспитанников знания об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Свою работу по формированию представлений у дошкольников о здоровом образа жизни, строила на тесном взаимодействии со специалистами МКДОУ
На протяжении всего года медицинский работник совместно с воспитателями группы следили за состоянием здоровья детей. Медицинский работник приглашалась на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводила беседы с детьми на тему здоровья.
Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.
Работа с родителями осуществляла с помощью
• Проведения родительских собраний на заданную тему с приглашением специалистов «Здоровье – это класс» (подготовительная группа, «О здоровье всерьез» (вторая младшая группа)
• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети подготовительной к школе группы не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи.
• Вывешивание информации в родительском уголке