Получи документы

Формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Остащенко Олеся
Формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование представлений об основных компонентах здоровья здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Слайд № 1

Здоровый образ жизни – необходимое условие, от которого зависит физическое и психическое благополучие ребенка, нормальный уровень жизнедеятельности организма, адаптация детей к социально-педагогическим требованиям в дошкольных группах.

Публикация «Формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Педагоги формируют у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Слайд № 2

Цель проводимой работы:

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

Задачи:

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Слайд №3

Основные компоненты здорового образа жизни

1. Рациональный режим.

Режим дня в дошкольных группах составлен таким образом. Что предусмотрено чередование самостоятельной детской деятельности, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечено сочетание умственной и физической нагрузки. Время занятий организовано таким образом, чтобы вначале проводились занятия, связанные с умственной активностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Неизменными остаются интервалы между приемами пищи, время приема пищи; обеспечениенеобходимой длительности дневного сна(2-2.5 часа)время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, при наличии условий занятия переносятся на прогулку.

Режим дня в дошкольных группах разработан с учетом сезонных изменений, возраста детей, времени пребываниядетей в дошкольных группах.

В дошкольных группах режим соблюдается. Очень важно чтобы в семье все режимные моменты выполнялись. Родителей знакомим с режимными моментами, рассказываем о важности соблюдения режима сна, питания в семье.

2. Правильное питание.

При организации питания в дошкольном отделении учитываются следующие принципы

Основные принципы рационального питания:

Соблюдение режима питания;

Гигиена приема пищи;

Соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Удовлетворение потребностей организма в витаминах и минералах. (фрукты, витаминизация третьих блюд)

В дошкольном отделении организовано регулярное, пятиразовое питание. Между приемами пищи временной интервал составляет 3 часа.

Важно чтобы питание было регулярным и в семьях наших воспитанников. Родителям рекомендуемв выходные и праздничные дни придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольной группе. Родителей знакомим с меню. Ежедневно вывешивается меню и на сайте образовательной организации и в дошкольных группах.

В дошкольном отделении проводятся «Недели здорового питания»- дети посещают пищеблок, знакомятся с профессией повара, наблюдают процесс приготовления салатов и других блюд. Родителям предоставляется возможность продигустировать приготовленные блюда (завтрак, обед, ужин).

3. Физическая нагрузка

Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Для каждой возрастной группы создан двигательный режим, который соблюдается в процессе работы с детьми.

Средства двигательной направленности:

Физические упражнения;

Занятия по физической культуре;

Физкультминутки;

Гимнастика утренняя;

Гимнастика после дневного сна ;

Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

В процессе занятий физической культурой ребенок приобретает знания, умения, навыки; у детей развиваются волевые качества, эмоциональная сфера,к тому же движение активизирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

Во время занятий статичного характера, по мере утомляемости детей проводят динамические паузы – 2-3 мин.,

(комплексы физкультминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз»)

Гимнастика после дневного сна (бодрящая, ежедневно, 5-10 минут. Форма проведения различна : упражнения на кроватках, умывание, ходьба по ребристым дорожкам. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, снять вялость и сонливость, помочь детям быстрее войти в активное состояние после сна. Во время проведения используем музыкальное сопровождение, которое вызывает приятные положительные эмоции. Очень важно научить ребенка выполнять правильно и качественно различные движения, чтобы потом использовать их в повседневной жизни.

Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными в дошкольных группах. Не должны стать исключением и выходные дни. Родителям разъясняем важность занятий физической культурой, спортом в домашних условиях, даем рекомендации по организации подвижных игр.

4. Закаливание организма

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач : улучшается деятельность его систем и органов, повышается сопротивляемость, выносливость организма, его работоспособность.

В дошкольных группах проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

соблюдение температурного режима в течение дня,

правильная организация прогулки и её длительность,

соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;

облегчённая одежда для детей в дошкольных группах,

дыхательная гимнастика после сна;

утреннее умывание;

мытьё прохладной водой рук по локоть;

мытье рук перед едой;

полоскание полости рта;

сон при открытых форточках в теплый период года,

воздушно-солнечные ванны;

проветривание помещений;

утренний прием на улице

Самым главным средством закаливания является ежедневная прогулка, которая организуется в первую и вторую половину дня. Ее продолжительность 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов, скорости ветра 7м/с прогулки рекомендуется сокращать.

5. Соблюдение правил личной гигиены (культурно-гигиенические навыки)

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

С первых дней посещения дошкольной группы приучаем ребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка, свой шкафчик для одежды.

Педагоги подводят детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены-соблюдать чистоту в общественных местах, мыть руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других, не сорить не только в квартире, в групповой комнате, но и в общественных местах, в транспорте и т. д. Для достижения эффективности формирования КГН используются дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественнойлитературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсцинировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Обучение организуем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Для эффективного гигиенического воспитания детей большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Нужно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагоги должны быть для них образцом. Для успешного привития навыков гигиены важно: чтобы все правила неукоснительно выполнялись взрослыми-воспитателями, помощником воспитателя, родителями.

6. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, тогда ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

В дошкольных группах педагоги создают условия, обеспечивающие гуманное отношение к детям, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольной группе.

Педагоги уделяют внимание взаимоотношениям детей со сверстниками.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем решения возникшей проблемы.

Для создания эмоционального комфорта используем возможные способы:

- творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции;

-общение со сверстниками;

-театрализованные игры;

-музыкальное сопровождение, которое повышает эмоциональный тонус, способствует формированию позитивного, оптимистичного отношения к жизни, которое очень важно для развития крепкой нервной системы.

Музыка может также стать средством снятия возбуждения и усталости. Среда, созданная в дошкольном отделении, способствует организации работы по формированию здорового образа жизни - это оборудованный спортивный зал, на территории имеется спортивная площадка, где проводятся спортивные мероприятия, физкультурные занятия. Во всех возрастных группах есть спортивные уголки, которые включают в себя спортивный инвентарь, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, литературные произведения, перечень подвижных игр, считалок и стихов, альбом «Виды спорта». Имеется подборка музыкальных произведений, что помогает детям снять напряжение, негативные эмоции. Дети самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию ЗОЖ.

Слайд № 4

Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников мы используем следующие формы работы :

Занятия;

Игры и игровые ситуации

Беседы

Театрализованные представления

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Физкультурные досуги, праздники

Участие воспитанников в соревнованиях (межрайон, округ, город)

Участие воспитанников в соревнованиях связано с определенными трудностями : соревнования проводят в выходной день, планы родителей и желание ребенка участвовать в соревнованиях не всегда совпадают. Убеждаем родителей в том, что очень важно ребенку поучаствовать в соревнованиях. Участие детей в соревнованиях учит работать в команде, дает возможностьпроявить свои способности,возможность закрепить навыки и умения, но и получить радость от взаимного общения детей, педагогов, родителей. Начиная с младшей группы, проходят занятия, беседы по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

На занятиях, в беседах дети узнают о вкусной и здоровой пище, полезных и неполезных продуктах, о витаминах, содержащихся в тех или продуктах, о правилах поведения за столом, культуре еды.

На занятиях продуктивного цикла (по рисованию, лепке и аппликации) дети отражают свои впечатления от услышанного в своих работах. В работе по ознакомлению используем художественное слово (стихи, загадки) литературные произведения К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского и т. д.

Широко используем театрализованную деятельность, где дети становятся активными участниками действия. Также используем народный фольклор - потешки, частушки. Проводим фольклорные праздники. Дети в народных костюмах эмоционально рассказывают о пользе чая. Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Как ты думаешь, что будет дальше, …. если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т. п. «Составь режим дня», «Составь классификацию» (разложи, объедини).

С малышами проводят игры-имитации: «Котик умывается», «Мои умные помощники» (игры помогают выяснить, для чего нужны нос, глаза, уши и т. д.).

В работе с детьми используем настольно-печатные и настольные игры: пазлы, разрезные картинки «Грибы и ягоды» на составление единого целого или изображения съедобных и несъдобных грибов, ядовитых растений и т. д., «Овощи и фрукты» на составление целого изображения фруктов и овощей.

Настольно-печатные игры:

лото с сюжетной картинкой и набором предметных картинок к ней «Помоги маме накрыть на стол»,» как вести себя на улице», наборы с изображением предметов одежды, обуви, мебели, игрушек «Что зачем нужно», «Найди такой же»,»Одень куклу на прогулку» Приоритетной задачей этих игр является формирование основ личной гигиены и воспитание культуры поведения.

Сюжетно-ролевые игры: «Приглашение на чаепитие», «В гостях у Айболита и др. Данные игры проводят с целью воспитания у ребенка культуры поведения, умения вести себя в чужом доме, говорить вежливые слова, а также знакомить с профессией врача.

Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных, навыков, используем настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился».

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Организуют вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники- глаза» и т. д.

В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т. п. закрепляют навыки здоровьеформирования.

Для формирования у детей положительного эмоционального настроя, умения общаться в коллективе проводятся подвижные игры, такие как «Курочка и цыплята, «Волк и семеро козлят» и др.

Слад № 5 Физкультурные досуги и праздники

Досуги и развлечения, праздники,дни здоровья являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Мы планируем и организуем досуги различной направленности:сказочно-игровые,музыкально-спортивные,нравственно-патриотические, спортивно-оздоровительные с элементами ОБЖ и др. Особое значение имеют досуги нравственно-патриотического характера «Хочется мальчишкам в Армии служить», «Мы, пока, что дошколята, но шагаем как солдаты»

На фото: зимний праздник, «Зимушка спортивная», развлечение «В гостях у Айболита». Праздники проводятся на участке детского сада, в спортивном зале совместно с родителями, с участием сказочных персонажей.

Слайд № 8

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами ДОУ:

1. Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка»,

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада»;«Основы безопасности и жизнедеятельности детей»

2. Практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры в дошкольном возрасте»;

3. Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых;

4. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и педагогических совещаниях.

Слайд № 9

Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются следующие формы работы с родителями :

информационные стенды;

рекламные буклеты;

анкетирование

тематические выставки;

библиотека здоровья;

информационные уголки здоровья;

консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбереженья;

родительские собрания;

дни открытых дверей, дни и недели здоровья;

недели здорового питания;

спортивные досуги и праздники с участием родителей;

приобщение родителей к участию в соревнованиях на уровне округа, города «Папа, мама, я- спортивная семья», «Папа, мама, я- городошная семья», «Всей семьей за здоровьем»

Заседания детско-родительского клуба «Мы вместе»

Следует отметить, что созданная в дошкольном отделении система по формированию здорового образа жизни у дошкольников позволяет решать задачи воспитания физически активного ребенка и способствует развитию интереса и осознанного отношения к физкультурным занятиям, спортивным играм, формированию позитивного опыта выполнения гигиенических процедур. В заключении следует отметить, что в дальнейшем данное направление работы будет продолжено.

Слайд № 10

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2021 в 12:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Остащенко Олеся (УИ 1688611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД