оксана киселева
Формирование представлений и значений имени признака объекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. «Формирование представлений и значений имени признака объекта у детей дошкольного возраста»
Слайд 2. На протяжении многих лет работы с детьми я использовала элементы ТРИЗ, изучив разработки Сидорчук Т. А., меня заинтересовала модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Именно с этого времени я начала использовать пособия, предложенные Сидорчук Т. А. с детьми второй младшей группы. У детей в возрасте 3-7 лет особенности мышления формируются через систему игровых заданий по познанию, преобразованию и анализу взаимосвязей имён признаков и значений имён признаков. Сегодня я познакомлю вас с рабочими тетрадями, в которых и представлены эти игровые задания. Методика зарекомендовала себя как эффективное педагогическое средство.
Публикация «Формирование представлений и значений имени признака объекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 3. Рабочие тетради созданы на основе инновационных педагогических технологий и являются эффективным средством для развития мышления и речи детей. С помощью предложенных в тетрадях игровых заданий появляется возможность закрепить один из базовых навыков общей теории сильного мышления - разделение имени признака и его значения.
Слайд 4. Рабочая тетрадь используется в разных видах деятельности: непосредственно образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.
Предлагаю вам рабочую тетрадь, которая поможет сформулировать у ребёнка понятие имени признака и понять его значения.
Слайд 5. Задания, выполняемые параллельно с занятиями воспитателей способствуют:
1. развитию у детей способности познавать имена признаков и их значения;
2. развитию способности преобразовывать имена признаков и значения признаков;
3. развитию способности выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков.
Главное, ребенок получает мыслительный навык, позволяющий самостоятельно познавать признаки объектов.
Задания представленные в тетради не предполагают единственного правильного ответа, главное чтобы ребёнок учился рассуждать и смог доказать свою точку зрения. К каждому признаку предлагается схема, которую вы можете изменить вместе с детьми. Вот какие схемы придумали мы. Слайд 6.
Слайд 7. Данную рабочую тетрадь нужно использовать вместе с мультимедийным пособием «Чикко и Вселенная». В нём представлены : горизонтально – сундучки - преобразователи признаков, вертикально – кнопки с именами признаков.
В контексте каждого занятия можно поиграть с признаком, для этого необходимо открыть сундучок и нажать кнопку признака. Инструкция по преобразованию находиться на экране. В увлекательном путешествии детей сопровождает весёлый и умный цыплёнок Чикко!
Предлагаю выполнить одно из заданий …
Представляю вам рабочую тетрадь «Путешествие в страну имён признаков» Пособие по формированию представлений о признаках объектов у детей 4 – 6 лет под редакцией Сидорчук Т. А.
Слайд 8. Каждому имени признака посвящена отдельная глава. Дается пояснение, что означает данный признак, его схематичное изображение, которое вы так же можете изменить.
Все задания строятся в определенной последовательности :
– организуется работа по просмотру фрагмента мультфильма «Алиса в стране чудес».
– проводится беседа по просмотренному материалу.
– проводятся опыты, целенаправленные наблюдения, организуется продуктивная деятельность.
– выполняются задания детьми в рабочей тетради.
Универсальность в том, что можно выбирать любой признак, который вызывает интерес или затруднение у детей.
Слайд 9. В тетради представлены задания на закрепление имён признаков. В методических рекомендациях даётся объяснение задания и предлагается ребенку выполнить их самостоятельно. Задания предусматривают развитие у детей умения самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности при решении творческих задач.
Предлагаю выполнить одно из заданий …
Слайд 10. Вывод: освоение модели «Объект – Имя признака – Значение имени признака», используя в работе тетради, позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значений у любого объекта окружающего мира. Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение и преобразование признаков, а также самостоятельно составлять речевые продукты.
Была проведена диагностика уровня освоения детьми модели «объект – имя признака – значение имени признака» по методике Т. А. Ефимовой.
Дети сравнивают, классифицируют, обобщают объекты и делают умозаключения по 17 выделенным признакам.
Слайд 11. По результатам проведенной диагностики убедилась, что использование рабочих тетрадей оказывает позитивное влияние на развитие познавательной активности детей.
Таким образом, диагностика показала динамику развития познавательной активности детей и дала возможность спланировать свою дальнейшую работу. Дети более успешно стали устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы по существенным признакам. Расширился их словарный запас, сформировалась фразовая речь.