Ирина Казарова
Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко»
«Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников».
Выполнила воспитатель: I категории
МБДОУ – детский сад №4 «Солнышко»
Казарова Ирина Васильевна
2023, р. п. Тонкино
1СЛ Тема: «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников».
Публикация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2СЛ Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, коммуникативном развитии детей, их поведении.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом -психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка.
Сл. 3 Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств.
Сл. 4 Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации. Коммуникативно грамотный человек выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.
Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.
сл 5 Формы работы с детьми
Младший дошкольный возраст (2–4 года)
• вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• сл5 организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
• сл6 простейшие поисковые и проблемные ситуации;
• сл 7 игровое с моделирование;
• сл 7литература и игра (чтение).
СЛ 8 ИКТ (информационные - коммуникативные технологи)
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, тем чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.
СЛ 9 В игровой деятельности.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
10сл Сюжетно-ролевые игры. Одна из важнейших форм социализации дошкольников, эта детская игра в которой ребенок действует по определенному сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей рассказов, сказок и т. д.
• 11сл Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
• 12сл Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.
• СЛ 13 коммуникативное развитие предусматривает общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.
Образовательная деятельность осуществляется индивидуальных, подгрупповых и коллективных формах.
• 14 Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми.
• 14 сл Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.
сл 14 в трудовом воспитании. Данное направление хочется выделить как приоритетное, поскольку в труде формируются многие моральные качества личности, ребенок развивается физически, овладевает техническими умениями и навыками.
сл 15 Существует классификация трудовой деятельности дошкольника : такие как самообслуживание
- хозяйственно- бытовой труд, труд в природе
сл 16 – самообслуживание- Согласно возрастным особенностям детей формируются навыки самообслуживания
- хозяйственно- бытовой труд - Является один из наиболее необходимых в повседневной жизни.
17- труд в природе Предусматривает участие детей в уходе за растениями в уголке природы.
Таким образом, через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.
сл 18 В Режимных моментах.
Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
сл 19 Заключение
Такие методы и технологии могут стать для педагогов в детских садах эффективным профессиональным инструментом формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста при условии их глубокого изучения и включения в систему педагогической работы.
Постоянная, непрерывная работа поможет детям стать более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»