Ольга Аксёнова
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию
Слайд № 1
Тема : «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест – технологию».
Современное образование требует новых стратегий и подходов. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности дошкольника.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Стандарт предлагает Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : «…ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, … у ребенка складываются предпосылки грамотности»
Что же такое функциональная грамотность?
Слайд №2 Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность является одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, потому что она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности, потребностью активной личности дошкольника, формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
Слайд № 3 Функционально грамотная личность - это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач
Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Слайд № 4 Функциональная грамотность связана с готовностью:
– добывать знания;
– применять знания и умения;
– оценивать знания и умения;
– осуществлять саморазвитие.
Слайд № 5 Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
Слайд № 6 Математическая грамотность
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Слайд № 7 Естественнонаучная грамотность
способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Слайд № 8 Читательская грамотность :
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.
Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.
Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.
Слайд №9 Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность : система 4К (базовые навыки и умения)
Коммуникативность:
навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения,вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
Креативность:
способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Критическое мышление:
решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Координация (кооперация) :
лидерство, работа в команде, сотрудничество
Слайд № 10 Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, субъект- субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
Идея квест технологии идеально подходит для формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Слайд № 11 Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста- команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Задания могут быть самые разными по своему содержанию и наполнению: творческими, активными, интеллектуальными и т. п.
Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест - игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Слайд № 12 Цель квест - игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
-Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
-Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
-Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
Слайд № 13 Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Слайд № 14 Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
Слайд № 15 В зависимости от этого квесты можно условно разделить на группы:
по числу участников:
1. Одиночные
2. Групповые.
3. Коллективные.
по продолжительности:
1. Кратковременные.
2. Долговременные.
по содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные.
Слайд № 16 по структуре сюжетов:
1. Линейные ( игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
2. Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);
3. Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).
Любой квест требует тщательной подготовки педагога. План подготовки игры - квест включает в себя следующие обязательные пункты:
- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.);
- разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
-при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка (Л. С. Выготский). Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Слайд № 17 Проведение квеста идет в 4 этапа :
- создание проблемно – игровой ситуации;
-задание;
-процесс;
-завершение
Слайд № 18 Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс квест – технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, помогает развивать любознательность, самостоятельность, творческую активность ребёнка. С помощью квеста можно раскрыть индивидуальные возможности и резервы организма – дошкольника.
КВЕСТ-ИГРА активизирует родителей на включение в образовательный процесс. Родители являются не наблюдателями, а становятся активными партнёрами в организации КВЕСТА, а во многих квест - играх и ее участниками, с целью реализации образовательных задач.
Слайд № 19 Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет воспитанникам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей познавательно-развивающей игры.
Слайд № 20 Достоинства КВЕСТ технологии для детей дошкольного возраста :
1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий.
3. Обогащает сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
В своей работе я использовала различные квест – игры. Это:
- «В гости к осени» (где дети выполняли различные задания, чтобы попасть в гости к осени. Задания были прикреплены на дереве на осенних листочках. Дети отгадывали загадки, читали стихи, танцевали, рисовали дары осени, проходили через препятствия, чтобы попасть в гости к осени).
- «В гостях у сказки»
- «Путешествие по рассказам Н. Н. Носова»
- «В поисках клада»
-«Путешествие в страну Математики»
- «В поисках слова» и другие.
Я хотела бы подробнее остановиться на последнем квесте «В поисках слова».
Слайд № 21 Создание проблемно – игровой ситуации было с помощью залетевшего в группу шарика с письмом от тетушки Совы.
Слайд № 22 В письме Совушка просит детей помочь отыскать одно из главных школьных слов, без которого она не может открыть свою лесную школу. К письму прилагается карта, на которой изображен Слайд № 23 путь движения. Карта находится на экране телевизора.
Слайды 24 – 29 Двигаясь по карте дети находят задания в конвертиках со знаком вопроса, выполнив которое получают одну букву слова. Все задания направлены на подготовку детей к школе : составь правильно предложение из перепутанных слов, разложи геометрические фигуры на листе в определенном порядке, разгадай ребус, ответь на вопросы, физкультурные задания, рисование под музыку. Слайд № 30 В конце квеста дети из букв собирают слово. В качестве подсказки каждую букву пронумеровали сзади. Задания спрятаны не только в группе, но и в спортивном, музыкальном зале, в раздевалке и даже на лестнице. Детей это очень увлекло. Задания выполняли с интересом.
Слайд № 30 В конце, когда были все буквы найдены, мы собрали слово и отправили его по электронной почте тетушке Сове.
Слайд № 31 Затем получили видеописьмо от тетушки Совы со словами благодарности и медальки «Юный знаток». Все дети остались довольны, что лесная школа с их помощью открылась.
Таким образом, использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.
Спасибо за внимание!