Приложение МААМ

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию

Ольга Аксёнова
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 1

Тема : «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест – технологию».

Современное образование требует новых стратегий и подходов. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности дошкольника.

Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Стандарт предлагает Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : «…ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, … у ребенка складываются предпосылки грамотности»

Что же такое функциональная грамотность?

Слайд №2 Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность является одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, потому что она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности, потребностью активной личности дошкольника, формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Слайд № 3 Функционально грамотная личность - это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач

Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Слайд № 4 Функциональная грамотность связана с готовностью:

– добывать знания;

– применять знания и умения;

– оценивать знания и умения;

– осуществлять саморазвитие.

Слайд № 5 Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

Слайд № 6 Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Слайд № 7 Естественнонаучная грамотность

способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Слайд № 8 Читательская грамотность :

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.

Слайд №9 Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность : система 4К (базовые навыки и умения)

Коммуникативность:

навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения,вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

Креативность:

способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Критическое мышление:

решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Координация (кооперация) :

лидерство, работа в команде, сотрудничество

Слайд № 10 Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, субъект- субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Идея квест технологии идеально подходит для формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Слайд № 11 Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста- команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Задания могут быть самые разными по своему содержанию и наполнению: творческими, активными, интеллектуальными и т. п.

Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест - игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Слайд № 12 Цель квест - игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

-Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

-Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

-Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Слайд № 13 Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Слайд № 14 Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.

Слайд № 15 В зависимости от этого квесты можно условно разделить на группы:

по числу участников:

1. Одиночные

2. Групповые.

3. Коллективные.

по продолжительности:

1. Кратковременные.

2. Долговременные.

по содержанию:

1. Сюжетные.

2. Несюжетные.

Слайд № 16 по структуре сюжетов:

1. Линейные ( игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

2. Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);

3. Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).

Любой квест требует тщательной подготовки педагога. План подготовки игры - квест включает в себя следующие обязательные пункты:

- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;

- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.);

- разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;

-при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка (Л. С. Выготский). Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

Слайд № 17 Проведение квеста идет в 4 этапа :

- создание проблемно – игровой ситуации;

-задание;

-процесс;

-завершение

Слайд № 18 Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс квест – технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, помогает развивать любознательность, самостоятельность, творческую активность ребёнка. С помощью квеста можно раскрыть индивидуальные возможности и резервы организма – дошкольника.

КВЕСТ-ИГРА активизирует родителей на включение в образовательный процесс. Родители являются не наблюдателями, а становятся активными партнёрами в организации КВЕСТА, а во многих квест - играх и ее участниками, с целью реализации образовательных задач.

Слайд № 19 Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет воспитанникам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей познавательно-развивающей игры.

Слайд № 20 Достоинства КВЕСТ технологии для детей дошкольного возраста :

1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий.

3. Обогащает сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

В своей работе я использовала различные квест – игры. Это:

- «В гости к осени» (где дети выполняли различные задания, чтобы попасть в гости к осени. Задания были прикреплены на дереве на осенних листочках. Дети отгадывали загадки, читали стихи, танцевали, рисовали дары осени, проходили через препятствия, чтобы попасть в гости к осени).

- «В гостях у сказки»

- «Путешествие по рассказам Н. Н. Носова»

- «В поисках клада»

-«Путешествие в страну Математики»

- «В поисках слова» и другие.

Я хотела бы подробнее остановиться на последнем квесте «В поисках слова».

Слайд № 21 Создание проблемно – игровой ситуации было с помощью залетевшего в группу шарика с письмом от тетушки Совы.

Слайд № 22 В письме Совушка просит детей помочь отыскать одно из главных школьных слов, без которого она не может открыть свою лесную школу. К письму прилагается карта, на которой изображен Слайд № 23 путь движения. Карта находится на экране телевизора.

Слайды 24 – 29 Двигаясь по карте дети находят задания в конвертиках со знаком вопроса, выполнив которое получают одну букву слова. Все задания направлены на подготовку детей к школе : составь правильно предложение из перепутанных слов, разложи геометрические фигуры на листе в определенном порядке, разгадай ребус, ответь на вопросы, физкультурные задания, рисование под музыку. Слайд № 30 В конце квеста дети из букв собирают слово. В качестве подсказки каждую букву пронумеровали сзади. Задания спрятаны не только в группе, но и в спортивном, музыкальном зале, в раздевалке и даже на лестнице. Детей это очень увлекло. Задания выполняли с интересом.

Слайд № 30 В конце, когда были все буквы найдены, мы собрали слово и отправили его по электронной почте тетушке Сове.

Слайд № 31 Затем получили видеописьмо от тетушки Совы со словами благодарности и медальки «Юный знаток». Все дети остались довольны, что лесная школа с их помощью открылась.

Таким образом, использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию
Опубликовано: 9 января 2023 в 16:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест — технологию» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Аксёнова (УИ 795171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД