Дарья Качалова
Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами, является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Публикация «Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Поэтому целью моей работы стало: формирование предметной деятельности детей раннего возраста через игру.
Для достижения цели я выделила следующие задачи:
оказывать позитивное влияния на формирование предметной деятельности у детей через игру;
создать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
стимулировать познавательную активность детей в совместной деятельности со взрослым.
Для решения поставленных задач должна быть организована развивающая предметно пространственная среда
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
Центр сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
Центр физического развития
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки. Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков.
Центр конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
Центр художественно – эстетического развития
- уголок ряженья
- театрализованный уголок: это красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
- уголок изобразительной деятельности :
здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
- музыкальный уголок:
погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
Организованная таким образом предметно-игровая среда, должна способствовать гармоничному развитию и становлению личности маленького ребенка.
Усвоение техники выполнения предметных действий-трудный и длительный процесс. Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий. Каждая из этих линий предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Игры с мячами
Основная цель этих игр — научить детей удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький, большой мячик, осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями (клюшкой, молотком для толкания, закатывания мячей).
Игры с каталками и тележками
В ходе этих игр дети учатся захватывать ручки тележек, каталок, веревочку, к которой привязана машинка, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движение предмета.
Для этой цели детям предлагают игрушки на колесиках, тележки, которые можно толкать перед собой, везти за собой или скатывать по наклонной плоскости. Можно также нанизать на веревочку разнообразные предметы : пластмассовые игрушки, емкости, заполненные мелкими предметами и издающие разные звуки при движении. (Эти емкости должны быть надежно закрыты, чтобы ребенок не мог достать мелкие предметы.)
Игры с сачками, удочками, черпачками
В процессе этих игр-занятий дети учатся захватывать игрушки различными орудиями.
Для этих игр понадобятся емкости разного размера: аквариум, надувной бассейн, пластмассовые тазики, баночки с широкими горлышками, корзинки, ведерки и т. п. Материал, которым заполняются емкости, должен различаться по размеру и физическим свойствам, например, большие и маленькие, плавающие и тонущие предметы и т. п.
Орудия, с помощью которых дети будут извлекать предметы, также должны быть разными по размеру и свойствам: ложки, черпачки, ковшики, ситечки, сачки, удочки с магнитами и т. д.
Игры с конструкторами
Конструирование — одно из любимых занятий детей. В играх с конструкторами малыши учатся вкладывать, сцеплять, совмещать детали. Очень важно, чтобы дети имели возможность свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.
В процессе конструирования дети получают представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнают название цветов и т. д. Игры с конструкторами способствуют развитию мелкой и крупной моторики, творческих и умственных способностей детей.
Игры с кнопками, застежками, замочками
Развитию у детей ручных действий способствует манипулирование разнообразными кнопками, выключателями, креплениями, застежками, шнурками и т. п. Игры с этими предметами помогают развивать у малышей координацию движений глаз и рук, точность движений, ощутить результативность действий.
Игры с лентами, нитками, веревочками
В этих играх можно использовать различные шнуровки (большие деревянные пуговицы, деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» — натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др.). Самые маленькие дети могут продевать шнурок в любые отверстия, более старшие ребята — «вышивать» узоры, продевая шнурок в нужные отверстия
Игры и занятия, направленные на развитие познавательной активности
Секреты и сюрпризы
Познавательную активность детей эффективно стимулируют новые незнакомые предметы, игрушки с секретами и сюрпризами. Действуя путем проб и ошибок, малыши видят неожиданный эффект (раздается неожиданный звук, появляется игрушка, картинка и т. п., который вызывает у них интерес, яркие эмоции (удивление, радость, подкрепляет исследовательскую деятельность. Действуя с такими игрушками, дети познают скрытые свойства предметов.
Игры с водой
Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый — холодный, тонет — плавает и др.).
Игры с песком
В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой — мокрый, мягкий — твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.
Малыши очень любят насыпать песок в различные емкости, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листики, камушки, делать из него куличики.
Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления
Игры с вкладышами
Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Маленькие дети с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Следует поддерживать интерес детей к таким играм.
Более сложными являются игры со специальными игрушками-вкладышами.
Игры с пирамидками
Пирамидка — очень полезная игрушка для детей раннего возраста. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания. Игры с пирамидкой способствуют формированию у ребенка представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости
Игры с матрешками
Матрешка — замечательная народная игрушка — получила заслуженное признание педагогов. Игры с матрешкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т. д.
Игры с картинками
Начиная со второго года жизни можно организовывать специальные игры-занятия с картинками, которые прежде всего полезны тем, что способствуют формированию у детей наглядно-образного мышления, развитию таких мыслительных операций, как классификация, обобщение. В процессе игр с картинками развивается способность детей узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам.
Игры и занятия, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Детям раннего возраста очень нравится подражать действиям взрослого. Нужно использовать эту особенность для развития у малышей целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности. Для этого следует подбирать такой материал, который диктует необходимость выполнения определенных действий. Воспитатель должен помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия, сделать их целедостигающими, определить их пригодность для решения конкретной задачи. В группе должны быть:
• фигурные пирамидки (грибки, клоуны, солдатики, домики, собачки и др);
• наборы кубиков;
• разборные игрушки;
• конструкторы;
• мозаики;
• пазлы;
• материалы для художественного конструирования и аппликации.
Важным аспектом является тесный, хорошо налаженный контакт с родителями. Для этого мы проводим анкетирование родителей, индивидуальные консультации и беседы, совместные игры с детьми, оформляем стенды.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать игры с ребёнком. Для того чтобы ребенок умел играть и игра его своевременно усложнялась в семье необходимо создать все условия для ее проведения. Гармоничное развитие ребенка требует от родителей много любви, выдержки и терпения.
И в заключении хочется отметить, что ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности, поэтому организуя игру детей с предметами нужно придерживаться двух основных правил:
посильность требований.
Как малыш себя ведет в игре, также он будет действовать и в реальной жизни. Играйте с детьми только в хорошем настроении, иначе игра не принесет радости не вам, не ребенку.
постепенность усложнения.
Что это значит? Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместное действие с ребенком, то становясь старше, следует побуждать малыша действовать по слову взрослого и по своему воображению.
При любом действии с ребенком самое главное – это доброжелательное общение с ним, взрослый обязан обеспечить малышу чувства психологической защищенности и доверия.