Юлия Фесенко
«Работа по формированию правильного произношения звуков и их автоматизации с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста – одно из наиболее сложных направлений в работе, которая направлена на поиск новых методических путей способствующих более успешному овладению детьми правильной речи.
Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное, поэтому в коррекционной работе весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании правильного произношения.
Публикация «„Работа по формированию правильного произношения звуков и их автоматизации с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения детей разнообразным и интересным. Физиологический образ звука складывается из представления о том, как «работают» во время произношения те или иные органы артикуляции, в частности губы зубы, язык. Например, при произнесении звука (С) рекомендуется, чтобы губы «улыбались», между зубами была щель, кончик языка прятался за нижние зубы. Такое положение используется и при произнесении мягких согласных звуков.
Результативность такой работы зависит от личностной включенности ребёнка в педагогический процесс и осознанности выполняемых действий.
Используя профили артикуляции собственный артикуляционный аппарат, педагог знакомит детей со строением органов артикуляции, задавая вопросы: «Что это?» показывая на зубы, губы, язык, нёбо. Чтобы правильно говорить, надо знать, что должны делать твой язык, губы, зубы и голосовые связки. Поможет в этом волшебник Проверяйка, его главное правило :
Слушаю – ушами, вижу – глазами, ощущаю положение языка, губ, осязаю ладошкой (рукой) струю воздуха, вибрацию гортани.
При формировании умения детей воспроизводить движения органами артикуляционного аппарата следует использовать действия по подражанию, комплексы артикуляционной гимнастики, словесные инструкции, наглядные опоры.
Детям предлагаются условные обозначения основных моментов артикуляции. Каждый знак – символ показывает определённое положение органов артикуляции. Например, упражнения «улыбочка», «качели», «трубочка». На этапе постановки звуков используются знания и умения детей, полученные и сформированные на подготовительной стадии. После изучения строения артикуляционного аппарата они различают признаки фонем, умеют воспроизводить правильную артикуляцию звука.
Этап автоматизации начинается с включения новой артикуляции в слог, слово. При произношении слогов и слов, внимание ребёнка фиксируется на приёмах самоконтроля за произношением : слуховом, кинестетическим, слуха – кинестетическим.
На занятии необходимо предлагать ребёнку самостоятельно выложить схему изучаемого звука. Используя условные обозначения «Расскажи о звуке».
1. Звук Ш.
2. Губы округлены.
3. Зубы сближены.
4. Язык вверху, но не прижат.
5. Тёплая струя воздуха, голоса нет.
По такой схеме работа проводится по всем звукам, которые необходимо поставить и автоматизировать.
Система знаков – символов в коррекционной работе по использованию звукопроизношения у детей позволяет перестроить отношение ребёнка к собственной артикуляции, направить его внимание на моторный компонент, который раннее им не осознавался, что в дальнейшем позволить преодолеть многие трудности в процессе коррекционной и логопедической работе.