Папки-передвижки

Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения

Дубовик Татьяна Сергеевна
Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение – это то, с чего начинается любопытство и познание. Если выработать у ребенка наблюдательность, то развитие познавательного мышления будет идти гораздо успешнее. Познавательное мышление развивается и с помощью вопросов. Задавайте малышу вопросы, пусть он пытается ответить так, как понимает (например, почему зимой заяц белый, а летом серый? Кто бегает? Кто летает? Кто ползает? Каких полосатых зверей ты знаешь? А есть ли звери в пятнышках? Что лучше? Что хуже? Верно ли? Что было бы, если… и т. д.).

Публикация «Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения» размещена в разделах

В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида :

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

- за изменением и преобразованием объектов;

- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.

В связи с этим, мною был разработан цикл занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.

Учитывая это, я решила обратить особое внимание на проблему развития у детей логического и познавательного мышления посредством применения в работе наблюдения с использованием «дисков наблюдения».

Основывала я свой выбор по нескольким причинам:

1. Группа детей, с которыми я работаю второй год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.

Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

Для этого мне, как педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.

Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила наблюдению большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

Прежде чем преступить к работе с детьми, я составила перспективное планирование.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала наблюдение, связанное с обязательным применением «Дисков наблюдения» на развитие логического и познавательного мышления, а также игры, которые помогают усовершенствовать знания детей об анализаторах.

Немного о «Дисках наблюдения». «Диски наблюдения» представляет собой диск диаметром 12 см с отверстием в середине 14 мм, с одной стороны красный фон с разделением на пять равных секторов, с изображением пяти анализаторов, по одному в каждом секторе, с другой стороны голубой фон с разделением на пять равных секторов, с изображением пяти анализаторов, по одному в каждом секторе. При наблюдении с использованием «Дисков наблюдения» в период утро-вечер или 1-2 половина дня и при воздействии на предмет дети устанавливают связь: Например : лук- посадка- корни -урожай….Почему? Потому что поливали. Утром занесли снег, положили в контейнер, был по t холодный, вечером в контейнере вода…Почему? Потому что произошло воздействие t на снег и он превратился в воду, вынесли на улицу вечером, утром лед…Почему? Воздействие t. Путем наблюдения выяснили, что вода имеет 3 состояния (на самом деле больше). Уточняли, какие анализаторы (Помощники умной головы нам помогали) устанавливать связь. Глаза видят, а умная голова понимает, что снег растаял.

Наблюдение с использование дисков наблюдения бывает краткосрочным (единичным) и длительным- системным (рост растений, таяние снега, в старшем возрасте рост птиц, животных).

Игры с анализаторами и признаками: «Рассади пассажиров в вагончики» - модель паровозика со значками анализаторов,«Дружные парочки» – круги Луллия, Обонятельный анализатор – «Нос» - «Определи по запаху» ;Слуховой анализатор - «Ухо» «Звуковые коробочки» ,«Слухачи» ; Тактильный анализатор – «Рука» «Волшебная коробочка», Мозаика», «Опиши признаки объекта на ощупь»; Зрительный анализатор - «Глаз», «Подзорная труба» (выделение объекта или признака и наблюдение за ним) Вкусовой анализатор – «Язык» «Определи по вкусу».) Через игры дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств развитие познавательной активности детей средствами ТРИЗ-технологии.

В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формулироваться такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия – ИМЕНИ признака. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов ребёнок может получить информацию о значениях признаков данного объекта (помощники «Умной головы»). Тем самым устанавливается связь «Анализатор» видит, слышит, и т. д, а умная голова понимает, что это за объект.

Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события, воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление происходит благодаря:

Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;

Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;

Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

К трем с половиной годам дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что); знают различные качества и свойства (Какой). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т. п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 13:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения» (включая файлы) размещена пользователем Дубовик Татьяна Сергеевна (УИ 1670624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД