Дубовик Татьяна Сергеевна
Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение – это то, с чего начинается любопытство и познание. Если выработать у ребенка наблюдательность, то развитие познавательного мышления будет идти гораздо успешнее. Познавательное мышление развивается и с помощью вопросов. Задавайте малышу вопросы, пусть он пытается ответить так, как понимает (например, почему зимой заяц белый, а летом серый? Кто бегает? Кто летает? Кто ползает? Каких полосатых зверей ты знаешь? А есть ли звери в пятнышках? Что лучше? Что хуже? Верно ли? Что было бы, если… и т. д.).
Публикация «Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения способов наблюдения» размещена в разделах
В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида :
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.
В связи с этим, мною был разработан цикл занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.
Учитывая это, я решила обратить особое внимание на проблему развития у детей логического и познавательного мышления посредством применения в работе наблюдения с использованием «дисков наблюдения».
Основывала я свой выбор по нескольким причинам:
1. Группа детей, с которыми я работаю второй год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.
Для этого мне, как педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила наблюдению большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
Прежде чем преступить к работе с детьми, я составила перспективное планирование.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала наблюдение, связанное с обязательным применением «Дисков наблюдения» на развитие логического и познавательного мышления, а также игры, которые помогают усовершенствовать знания детей об анализаторах.
Немного о «Дисках наблюдения». «Диски наблюдения» представляет собой диск диаметром 12 см с отверстием в середине 14 мм, с одной стороны красный фон с разделением на пять равных секторов, с изображением пяти анализаторов, по одному в каждом секторе, с другой стороны голубой фон с разделением на пять равных секторов, с изображением пяти анализаторов, по одному в каждом секторе. При наблюдении с использованием «Дисков наблюдения» в период утро-вечер или 1-2 половина дня и при воздействии на предмет дети устанавливают связь: Например : лук- посадка- корни -урожай….Почему? Потому что поливали. Утром занесли снег, положили в контейнер, был по t холодный, вечером в контейнере вода…Почему? Потому что произошло воздействие t на снег и он превратился в воду, вынесли на улицу вечером, утром лед…Почему? Воздействие t. Путем наблюдения выяснили, что вода имеет 3 состояния (на самом деле больше). Уточняли, какие анализаторы (Помощники умной головы нам помогали) устанавливать связь. Глаза видят, а умная голова понимает, что снег растаял.
Наблюдение с использование дисков наблюдения бывает краткосрочным (единичным) и длительным- системным (рост растений, таяние снега, в старшем возрасте рост птиц, животных).
Игры с анализаторами и признаками: «Рассади пассажиров в вагончики» - модель паровозика со значками анализаторов,«Дружные парочки» – круги Луллия, Обонятельный анализатор – «Нос» - «Определи по запаху» ;Слуховой анализатор - «Ухо» «Звуковые коробочки» ,«Слухачи» ; Тактильный анализатор – «Рука» «Волшебная коробочка», Мозаика», «Опиши признаки объекта на ощупь»; Зрительный анализатор - «Глаз», «Подзорная труба» (выделение объекта или признака и наблюдение за ним) Вкусовой анализатор – «Язык» «Определи по вкусу».) Через игры дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств развитие познавательной активности детей средствами ТРИЗ-технологии.
В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формулироваться такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия – ИМЕНИ признака. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов ребёнок может получить информацию о значениях признаков данного объекта (помощники «Умной головы»). Тем самым устанавливается связь «Анализатор» видит, слышит, и т. д, а умная голова понимает, что это за объект.
Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события, воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Накопление происходит благодаря:
Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;
Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;
Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.
К трем с половиной годам дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что); знают различные качества и свойства (Какой). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т. п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира.