Елена Баранова
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих
способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия
игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя –
формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а
основные формы и методы организации образовательного процесса должны
быть подчинены решению данной задачи.
Одна из таких форм – коллекционирование. При его рациональной
Публикация «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование» размещена в разделах
организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные
процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, уточняются и обогащаются знания об окружающем мире).
Цель: развитие познавательной активности (интерес, деятельность)
дошкольного возраста путем коллекционирования.
Задачи:
1. Формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
2. Формирование умения группировать, обобщать;
3. Способствовать проявлению избирательных интересов;
4. Прививать навыки культуры и оформления коллекции;
5. Активизировать участие родителей в образовательном процессе;
6. Формировать бережное отношение к хранению коллекции.
Составной частью работы было формирование у детей представления о
значимости коллекций. Для детей интересен сам процесс собирания и
связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы
стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.
Следовательно, интеллектуальное развитие дошкольника в ходе
коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь не только на формирование системы знаний, умений, навыков, но и – в большей степени - на формирование базовых интеллектуальных качеств личности,таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.
В связи с этим, моей задачей стало информирование родителей о
положительном воздействии коллекционирования на личность ребёнка.
Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и
изучения собираемого.
Я ненавязчиво рассказывала детям о возможности собрать какую-либо
коллекцию, выражаю искреннюю заинтересованность, поначалу предлагала
устроить в группе выставку предметов, игрушек, учитывая мнения детей, в
последующем, мои воспитанники сами предлагали устроить выставки: они
приносили предметы в коллекцию, рассматривали их, делились впечатлениями, играли предметами коллекции.
Коллекционировать мы начали в средней группе. А начиналось все с
собранной за лето коллекции от фантиков. Коллекционируя фантики от конфет, мы многое узнали об истории их создания.
Поддерживала эмоциональное положительное отношение к теме,
показала возможности использования фантиков для изготовления поделок и
использования их в последующей игре. Дети как сказку воспринимали рассказ
о Древнем Египте, где конфеты изготавливали из фиников, которые смешивали с сахарным тростником. А в Древнем Риме орехи и маковые зернышки варили с медом, добавляли взбитое яйцо, молоко, поваренные фрукты.
Рассматривая фантики, мы делили их на группы: леденцы, карамель,
шоколадные, батончики, помадка, ирис. Дети увлекательно рассказывали о
каждой попробованной конфете. Я помогала детям прочитать название города,
а затем мы искали на карте город, откуда к нам привезли конфеты.
Рассматривание коллекции фантиков я сочетала с работой по развитию
речи, ознакомлению с детской литературой, учила отгадывать загадки о том,
что изображено на фантиках.
Отгадывание загадок – это, по сути, решение задачи, ответить на вопрос
– значит выполнить сложную операцию. Разгадывание загадок является
своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы ребенка. Чтобы
отгадать загадку о конфете, об ингредиентах, необходимых для ее
изготовления, следует припомнить виденное, сравнить это с описанным,
мысленно расчленять и выделять каждый раз нужные стороны, объединять их,
синтезировать. Такая работа в процессе коллекционирования развивает
находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность,
самостоятельность.
С целью развития логического мышления использовались и
дидактические игры, например «Почему так называется?». Эта игра требует
определенных знаний, умения сравнивать. Например, конфета «Грушевая»
называется так потому, что у нее грушевая начинка; «Мармель» - потому, что
она из мармелада. Дети делятся на две группы, по очереди вытаскивают
карточки с заданиями и объясняют названия конфет.
Постепенно пополняю коллекцию новыми экспонатами, поддерживаю
интерес детей к собирательству с помощью организации различных игр.
Предлагала воспитанникам, пополнившим коллекцию, рассказать о
принесённом предмете, историю его приобретения или находки. Персонажи
коллекции я включала в игровые ситуации, занятия, художественную
деятельность; разыгрывала игры – драматизации (сказки, цирк).
Содержание наших групповых коллекций отвечает духу современности.
Мы собирали коллекцию камней, которые сравнивали по цвету, структуре (при
помощи лупы, выкладывали из камней узоры (на участке, делали горки;
выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены
замка и башни).
Так же была большая коллекция киндер-сюрприз. Разделяли их по
тематике: сказки, животные и птицы, фантастические герои, транспорт.
Использовали на занятиях по ИЗО и математике, в инсценировании сказок.
Коллекция должна быть доступна для детей : располагаться на уровне глаз
детей, быть в свободном доступе для игры и рассматривая.
Я формировала у детей бережное отношение к коллекции. Вместе
обсуждали правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны
понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо
рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их
неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его
интегрированность, то есть связь с занятиями ФЭМП, ИЗО, познанием
окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе
коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее
получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к
осмыслению окружающего мира.
Моя задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя детям,
свою особенность благодаря близким душе предметом коллекции, своему
особенному образу коллекционирования, сплотить единой мыслью коллектив
детей. Ведь, рассматривая коллекцию, вспоминать тех, кто подарил, при каких
обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.