Юлия Новикова
Опыт работы «Формирование позитивной, познавательной мотивации здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №65 «Лесная полянка»
Статья на тему: «Формирование позитивной, познавательной мотивации
здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»
Выполнила: Новикова Ю. О
2021 г.
«Формирование позитивной, познавательной мотивации
здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье»
Публикация «Опыт работы „Формирование позитивной, познавательной мотивации здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ и в семье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первостепенная задача современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у них навыков здорового образа жизни.
Детский сад является местом активной деятельности ребёнка на протяжении пяти лет. Так как большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, его здоровье зависит от условий пребывания в нём. Поэтому приоритетным направлением моей профессиональной деятельности стало создание условий для формирования у детей позитивной мотивации к здоровому образу жизни.
Ни для кого не секрет, что родители предпочитают воспитывать своего ребенка добрым, интеллигентным, отзывчивым, бережливым ко всему живому, а вопросы, связанные со здоровьем, отступают на второй план. Современную семью мы знаем, как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится именно на плечи родителей.
В настоящее время отмечается рост числа заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детей. Естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Оказание педагогической помощи родителям в вопросах мотивации в здоровом образе жизни считаю своей первостепенной задачей.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, закаливающих процедур, развития культурно-гигиенических навыков.
В чём же актуальность проблемы?
Во - первых: неосознанное отношение детей к своему здоровью;
во - вторых: не на должном уровне сформированы основы здорового образа жизни;
в - третьих: недостаточная компетентность родителей в вопросах формирования потребностей мотивации детей к здоровому образу жизни.
Здоровье ребёнка – важная составляющая воспитания, поэтому позитивная мотивация на здоровый образ жизни необходима как в организованной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, так и в семье.
Стараюсь таким образом организовать процесс усвоения детьми всех компонентов здорового образа жизни, чтобы ребёнок естественно в условиях семьи и детского сада осваивал культуру человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Целью своей работы считаю объединение стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству по формированию знаний детей и воспитанию потребности в здоровом образе жизни.
Прежде чем приступить к организации самостоятельной оздоровительной работы и формированию привычки к здоровому образу жизни мною были изучены современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей и поставлены следующие задачи:
- формировать представления детей о здоровье, о готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с его укреплением и сохранением;
- совершенствовать практические навыки здорового образа жизни;
- повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми;
- пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка.
Путь к здоровью прокладывает воспитатель, а родители, учитывая особенности своих детей, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей семья и детский сад становятся двумя основными социальными структурами, которые определяют уровень здоровья ребенка.
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, провожу работу с воспитанниками и семьёй в разных направлениях, которые являются логическим продолжением начатой работы с детьми младшей группы: «Я познаю себя», «Правила гигиены и предупреждение инфекционных заболеваний», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Азбука движений», «Питание и здоровье», «Основы личной безопасности и профилактики травматизма»,
«Культура потребления медицинских услуг».
1. «Я познаю себя»
Обучающий компонент: строение организма человека; части тела: о правилах гигиены тела; о приёмах самомассажа; симптомах заболевания; о критериях здоровья.
Формирование представлений : о половых различиях.
Воспитывающий компонент: бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.
Ещё тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Упражнения игрового массажа гармонично сочетаются с общеразвивающими упражнениями.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Игровой массаж является также основой закаливания и оздоровления детского организма.
В систему моей оздоровительной работы с детьми входит использование дыхательной гимнастики. Для тренировки речевого и физиологического дыхания детям нравятся такие игровые упражнения, как «Узнай по запаху овощ, фрукт», «Шарик надуваем и сдуваем», «Футболисты», «Осенние листочки».
2. «Правила гигиены и предупреждение инфекционных заболеваний»
Обучающий компонент: о функции кожи. строение зубов; микробы; взаимодействие
человека с микробами.
Воспитывающий компонент: воспитывать устойчивые культурно-гигиенические
привычки.
Проведя анонимное анкетирование родителей, выяснилось, в семьях довольно часто дети нерегулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.
В группе, в зоне познавательной и экспериментальной деятельности, находится современное педагогическое средство – лэпбук. Он изготовлен с помощью родителей. В его содержание входят тематические задания, дидактические игры для развития мелкой моторики, разрезные картинки, помогающие сформировать у воспитанников элементарные валеологические представления, алгоритмы для закрепления культурно-гигиенических навыков умывания, одевания; гимнастики для глаз; упражнения в шнуровке обуви и прочие задания.
3. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Обучающий компонент: значение закаливания на состояние организма человека;
значение физической нагрузки на развитие детского организма.
Воспитывающий компонент: положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в детском саду, и дома. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. Родителям раздаём памятки по проведению закаливания.
4. «Азбука движений»
Обучающий компонент: о двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей.
Воспитывающий компонент: воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.
Как показал опрос, некоторые дети проводят у телевизора до 1,5-2 часов в день. Подобное времяпрепровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат, и проходит оно, как правило, за счет более целесообразной деятельности – активных движений, прогулки, игры, развлечений. Делаю вывод: в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в детском саду, не восполняется дома.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в группе создана и обогащена развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на интересы, возможности и развитие активной двигательной деятельности каждого ребенка. Спортивный уголок, который включает в себя:
- спортивные снаряды: мячи, обручи, дуги для подлезания, скакалки, мешочки с песком для метания в форме мышат, шнуры разной толщины и длины, канат, плетёные верёвочки; разные мячики для упражнения в равновесии;
- спортивные игры: кегли, кольцеброс, гантели;
- пособия для подвижных игр и игр с правилами: флажки, кубики, маленькие мячики, маски, ленты, дарс;
- для укрепления и развития мышц стопы, пальцев ног, координации движений изготовлены разные массажные коврики, дорожки «здоровья», колючие резиновые мячики.
Ребятам нравится ходить в носочках по дорожке здоровья, массажным коврикам. Учу детей отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.
Обилие спортивного оборудования на площадке помогают развитию двигательной активности ребят. Дети научились договариваться и сами организуют игры с мячом, скакалкой, кеглями; повторяют подвижные игры, выученные на занятии.
В беседах с родителями выяснила, что, к примеру: их вечерняя прогулка с детьми осуществляется нерегулярно. Около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде. Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни.
Работа с родителями позволила оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия.
Данные опроса большинства родителей свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать, что создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днём в детском саду. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье занимает важнейшее место в числе проблем, требующих решения.
5. «Питание и здоровье»
Обучающий компонент: о полезных и вредных для здоровья продуктах; о витаминах в продуктах; использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.
Воспитывающий компонент: традиции в семье, в организации семейного стола; положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.
Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. Даже посещая детский сад, в котором все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, дети всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома.
Очень хорошо, если родители ежедневно интересуются, что и сколько ел ребенок в детском саду и чем его кормить дома на ужин. В домашних условиях рекомендую компенсировать недостающие пищевые вещества.
Объясняю родителям, что только благодаря культуре общения, доброжелательности, условия для воспитания хороших манер поведения за столом, положительного отношения к здоровой пище, вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Дети с удовольствием разбирают картинки о вредной и полезной еде, легко накрывают на стол, рассказывают сверстникам о том, что они ели полезного дома и что было вредной едой.
Характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
6. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма»,
Обучающий компонент: правила безопасного поведения в быту, на улице.
Воспитывающий компонент: сознательное отношение у дошкольников к безопасности жизнедеятельности.
В игровой познавательной зоне находятся дидактические игры по основам безопасности жизнедеятельности : «Чтобы не попасть в беду», «Раз, два, три, что может быть опасно - найди», «Так или не так», «Можно - нельзя», «Правильно -неправильно».
7. «Культура потребления медицинских услуг»
Обучающий компонент: обращение с лекарственными препаратами; знание о пользе и вреде медикаментов.
Воспитывающий компонент: устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача и в присутствии родителей.
Дети любознательны по своей природе, и взрослые поощряют и поддерживают их желание открывать для себя что-то новое. Но, когда речь идёт о лекарствах (согласитесь, ведь многие препараты похожи на конфеты по вкусу и по форме, детское любопытство приобретает совсем другой смысл.
Это же относится и к средствам бытовой химии, т. к. современный человек постоянно контактирует с множеством различных веществ: кислотами, порошками.
В беседе с родителями советую, чем занять детей в выходные и праздничные дни, как организовать их самостоятельные игры в домашней обстановке и на свежем воздухе. Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы.
Материалы консультаций, буклеты о здоровом образе жизни, рекомендации помещаем в родительском уголке.
Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Задача первого подготовительного этапа работы с семьёй : заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию ЗОЖ. На этом этапе сумела заинтересовать родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать, как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.
На втором этапе знакомлю родителей с содержанием и образованием, в соответствии с реализуемой программой развития в совместной деятельности с семьей. Организую работу по подбору методических рекомендаций к созданию здоровье сберегающей среды. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные творческие проекты, проводимые по плану дошкольного учреждения, помогают выявить положительный опыт семейного воспитания и оздоровления детей. Сотрудничество с библиотекой, помогает мне в работе с родителями в подборе литературы для детей по здоровому образу жизни.
На третьем этапе запланировала провести консультации, беседы с родителями, в которых:
- подчеркну роль отца в воспитании детей;
- познакомлю родителей с вариантами изготовления массажных ковриков и дорожек здоровья для детей, организации в домашних условиях детского спортивного уголка.
Происходит формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Это консультации и буклеты на стендах в родительском уголке: «Задачи на дом для мам и пап по ЗОЖ детей», «Здоровый образ жизни в семье», «Как выбрать вид спорта для своего ребёнка», «Физическое развитие ребёнка, с чего начать?», «Закаливание круглый год», «Азбука здоровья», «Вредная и полезная еда».
Продолжим работу по проведению семейных праздников, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей.
Планируем совместную деятельность родителей и детей в пополнении атрибутов для подвижных игр и оформления участка для двигательной активности.
Родители получают не только практические знания, но и учатся отражать детские эмоции, совместно проживая положительные и отрицательные напряженные ситуации. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом рассказываю на собраниях родителей.
Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют существенное значение для формирования его здоровья. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития.
Объясняю родителям, что для формирования физкультурно - оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно -пространственной, развивающей среды в домашних условиях.
В некоторых семьях моих воспитанников имеются физкультурно-оздоровительные комплексы, мини - тренажеры, санки, велосипед, лыжи, бадминтон. В своих беседах с родителями говорю, что можно обойтись без тренажера и сетки для метания, но есть одна игрушка, без которой жизнь дошкольника была бы тусклой и бедной. И эта игрушка – мяч, являющийся ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Совместные игры, игровые и проблемные ситуации полезны для социального взросления ребенка и дают возможность родителям поддержать его. У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры.
При успешном выполнении поставленных задач можно получить следующие результаты: постепенное снижение уровня заболеваемости детей; повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы; формирование здорового образа жизни в семье; повышение уровня материально - технического оснащения группы; создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес даёт положительный эффект в работе.
О положительных результатах можно также судить по тому, что процесс занятия спортом для наших воспитанников становится непрерывным. На сегодняшний день многие из наших детей посещают различные спортивные секции и кружки.
В заключении хочется отметить: важно, чтобы любая деятельность имела оздоровительную направленность, а используемые в комплексе игровые задания и упражнения в итоге сформировали бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Используя в своей работе новые методики, я добилась хороших результатов. Получила возможность грамотно направлять детей, учить их активно мыслить.
Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию первых своих открытий.
Всё выше сказанное превращает оздоровительный процесс в увлекательную игру. Основным результатом в работе считаю то, что дети с радостью бегут в детский сад, где получают заряд бодрости и хороший эмоциональный подъем. Мы пройдём этот интересный путь вместе!