Эляна Мерлина
Формирование плавательных умений посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
ТЕМА: «Формирование плавательных умений посредством игр»
Автор проекта: инструктор по плаванию
Мерлина Эляна Владимировна
Участники проекта: дети, родители
Возраст детей: 5-7 лет
Идея проекта:
Плавание и развлечение на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Публикация «Формирование плавательных умений посредством игр» размещена в разделах
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
Обучая ребенка плаванию, преподаватель не только формирует новый навык, но и расширяет границы его знаний о строении, возможностях организма человека. В доступной форме необходимо познакомить детей с названиями частей тела, функциями, которые они выполняют. Дети с удовольствием будут воспринимать новую информацию, относящуюся к их занятиям физической культурой, если она доступно и интересно преподнесена. Задача преподавателя – всеми возможными способами вызвать интерес ребенка к данному виду деятельности человека. Разговоры о пользе занятий физической культурой (и плаванием в частности) для здоровья вряд ли заинтересует ребенка. Дети будут делать в первую очередь то, что им нравиться, что им интересно. Увлечь ребенка, сформировать у него привычку к двигательной активности – самая важная задача для инструктора.
Важно заинтересовать ребенка процессом обучения, учитывая его возрастные предпочтения. Рассказы о водной среде, обитателей морей и рек, о том, кто и как передвигается в воде, какие возможности передвижения имеет человек, умеющий плавать, – все эти темы должны использовать в общении с детьми на занятиях по обучению плаванию.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, который широко используется в обучении плаванию с самых первых занятий. Игры способствуют освоению детей в воде. Играя в воде, малыши привыкают к ней, незаметно освобождаются от чувства страха и в результате выполняют различные движения, и передвижения в воде смело и без лишнего напряжения. Кроме того, игры в воде используются и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способа плавания. Они способствуют также воспитанию у ребятишек смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
Участники проекта: дети средних, старших и подготовительных групп.
Цель деятельности (проекта) : повышение двигательной активности детей по средством игр и эстафет на воде и овладение плавательными умениями и навыками.
Задачи, которые направлены на достижение цели следующие:
Повышение интереса детей к плаванию, научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде; подбор игр и упражнений, которые позволяют познакомить детей со свойствами воды, с водным пространством; обучают и упражняют выполнению выдоха в воду, задержки дыхания, открывания глаз в воде, погружения в воду, прыжки в воде; совершенствуют технику плавания; использование игр в педагогическом процессе по обучению детей плаванию.
Актуальность: Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что через подвижные игры мы решаем задачи физического воспитания, т. к. это необходимо детям в дальнейшей жизни.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Основы методики:
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.
Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.
Структура занятий: Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
- Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоения в воде техники плавательных движений.
- Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания, повторяется пройденное, проводится игра на совершенствование усвоенных движений.
- Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).
Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения — стремиться к тому, чтобы игры и упражнения в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.
Структура обучения плаванию.
Презентативный этап:
Для отслеживания результативности своей работы с детьми в бассейне правильности применения средств и методов физического воспитания, проводится постоянный медико-педагогический контроль. В нашем дошкольном учреждении обучение плаванию осуществляется последовательно и систематически, были разработаны программы для всех возрастных групп. Для каждого занятия подобраны игровые упражнения, предусмотрены последовательность их разучивания и постепенное введение более сложных предметов. Подобраны иллюстрации всех упражнений на воде и полный цикл движений при плавании кролем на груди. Для занятий подготовлен необходимый инвентарь и подобраны игры. Обучению детей плаванию начинается с 5 лет с использованием программы Вороновой Е. К. «Обучение детей плаванию в детском саду». Занятия проводятся групповым способом. Для каждой возрастной группы подбираются различные комплексы упражнений на суше и в воде.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. -Детсво-Пресс,2010
2. Осокина Т. И. Как научить детей плавать. – М. : 1985
3. Большакова И. А. Маленький дельфин. – М. : 2005
4. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М. : Физкультура и спорт, 1983
5. Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Булгакова Н. Ж. ; С. Н. Морозов; Попов О. И. ; Морозова Т. С. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов и др. ; Под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М. : Издательсктй центр «Академия», 2005.
7. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать- СП. : 2005
8. Патрикеев А. Ю. Игры с водой и в воде. Подготовительная к школе группа / авт. -сост. А. Ю. Патрикеев. Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Н., 2014