Наталья Подвигина
Формирование патриотический чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
«Чувство патриотизма появляется у ребенка с рождения
и развивается у него вместе с его социализацией….»
В. Даль
Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. В последнее время кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни привели к резкому спаду в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. В связи с этим значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Одним, из приоритетных направлений по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста является ознакомление детей с родным городом. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родном городе, о его природе, истории возникновения, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов) и в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Учитывая требования Федеральные государственные требования (ФГТ) мы подошли к разработке модели формирования патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным городом целью которой является формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому родного города.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство любви и привязанности к родному городу, к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.).
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников находит свое отражение в следующих образовательных областях с учетом ФГТ: «Социализаци», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование целостной картины мира, Родины, родного края.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, приобщение детей к местному фольклору.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на приобщение детей к изобразительному искусству своего края.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на приобщение к музыкальному искусству родного края.
Раскроем подробнее направления работы, которые находят свое отражение в каждой из областей.
Знакомство с городом начинается с микрорайона, с общественными зданиями, с улицами, по которым дети ходят каждый день, с их историей. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно образовательная деятельность. В ходе деятельности дети знакомятся с историческим прошлым микрорайона, узнают кто раньше жил в микрорайоне, как раньше назвались улицы, в честь кого они названы. Затем происходить знакомство детей с историей возникновения города, его памятниками, гербом и гимном города Белгорода. Белгород - центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, музеев и т. д. С целью знакомства с историческими объектами организуются обзорные экскурсии по родному городу.
Каждый год в День Победы стала традицией посещение аллеи славы, памятников погибшим воинам, где дети возлагают цветы.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в истории родного города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. С этой целью мы регулярно организуем целевые прогулки и посещаем: Белгородский государственный историко-краеведческий музей, где показывают и проводят обзорные экскурсии, познавательные занятия; музей-диараму «Курская битва», где дети узнали о сражениях в годы Великой Отечественной войны; Белгородский государственный художественный музей, где дети познают окружающий мир глазами искусства и живописи; Музей народной культуры, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. В процессе ознакомления у детей развивается любознательность и интерес к родному краю и их обитателям, воспитывается любовь к окружающему и их ценностям.
Полученные представления дети отражают в рисунках, лепке, аппликации. В детском саду проходят тематические выставки детских работ «Милый город сердцу дорог», «Мой дом – моя крепость», ««Богатыри Белгородчины» и другие.
В рамках проводимой работы по воспитанию патриотических чувств, детский сад тесно сотрудничает с Белгородской государственной детской библиотекой А. А. Лиханова. Посещаем занятия по циклам в рамках программы нравственной направленности, которые помогают дошкольникам расширить свой кругозор, развить творческие и умственные способности. Чтение вслух книг, обсуждение прочитанного, игры с элементами театрализации делают занятия более интересными. Большое впечатление на детей производят встречи с детскими писателями и поэтами. Так встреча с писателем, издателем, фронтовиком Владиславом Мефодьевичем Шаповаловым не оставила никого равнодушным. Во время мероприятия дети пели песни, читали стихи о Белгородчине, рисовали пейзажи родного края, показали театрализованную деятельность по сказке «Огниво».
Одним из основных направлений в работе по формированию патриотических чувств у детей является проведение непосредственной образовательной деятельности на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющей собой альтернативу предметному принципу.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре родного города.