Светлана Нехаева
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 1.
▼ Скачать + Заказать документы
"Казачество - это часть нашей культуры, российской
культуры, причём не просто часть культуры, а яркая
часть нашей культуры".
(Владимир Владимирович Путин).
В дошкольном возрасте, при условии воспитания на культуре своего народа, происходит осознание своей национальной принадлежности, как основы становления национального самосознания. Национальное самосознание помимо осознания своей причастности к какой – либо этнической группе и положения в ней, определяется и как понимание национальных интересов и особенностей национальных взаимоотношений своей этнической группы с другими. В этом смысле национальное самосознание состоит из самосознания отдельных людей определённой национальности. Его формирование определяется соответствующей национальной средой. В своём исследовании О. Н. Юденко в содержание понятия «национальное самосознание» включает национальную идентификацию – восприятие себя как представителя определё нного этноса: национальные стереотипы – свойственные народу понятия, нормы поведения, историческое прошлое (исторические события, национальные памятники, национальные герои); территориальная общность, знания национальных символов (флаг, герб, гимн, культурные и духовные ценности [4]. Становление национального самосознания у дошкольников связанно с отношением ребёнка к тому месту, где он родился и вырос, к Родине, к близким, природе, которая его окружает, к народному творчеству, традициям своего народа.
Публикация «„Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством“, Часть 1,» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» [2] поднимает вопрос об обеспечение духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирование духовности, взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (Статья 3). Отсюда внимание к культурно – историческим традициям российского воспитания, в том числе, и к региональной педагогике, внедрению личностно – ориентированных воспитательных систем, ценностным основаниям.
Мы живём на Донской земле. Казаки – предки тех, кто живёт сейчас на Дону. Что мы знаем об этом вольнолюбивом народе? Где, как не на Дону, произошло стечение разных культур народов России: украинцев, армян, русских, татар и др. И все эти народы объединяло одно стремление к «удалой, вольной жизни».
Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности. История Донского края – источник чистый и вечный; в чём бы ни высказывал себя народ – в песне, танце, быте, традициях, искусстве – всегда он придерживался казачьих заповедей : «мир, красота, любовь и правда».
Цель концептуального плана видится в гуманистическом подходе к процессу воспитания, что позволило сформировать адекватные задачи :
•приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
•возрождение традиций российской ментальности, патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства Отечества;
•философско – мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.
Решение названных задач, даёт возможность заложить фундамент основ духовности личности; формировать базис личностной культуры (начал личности). Достижение результатов потребовало поэтапной работы:
На подготовительном этапе: изучение содержания регионального компонента, специфики работы (формы, методы) со старшими дошкольниками по истории Донского края.
На теоретическом этапе: разработка содержания регионального компонента по ознакомлению дошкольников с историей Донского края, дидактического и методического сопровождения работы.
На практическом этапе: внедрение и апробация дидактического, методического материала и диагностического материала по ознакомлению детей с историей Донского края в педагогический процесс ДОУ
Реализация регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников проходила через:
•введение в образовательный процесс ознакомления с родным краем;
•введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно – историческим фактам;
•деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края;
•осознанный выбор методов знакомства с родным краем, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (уголок русского быта, предметы декоративно – прикладного искусства, музыка и т. д.).
Немаловажным фактором является и предметно – развивающая среда. Именно в определённой обстановке и определённом предметно – пространственном окружении в процессе общения с взрослыми ребёнок приобретает идеалы, овладевает культурой, погружает его в этнокультурную атмосферу.
Практическая направленность этнокультурной образовательной среды обеспечивает самореализацию личности дошкольника в процессе деятельности и общения, а также в процессе самостоятельной деятельности и тесное сотрудничество с семьями воспитанников, способствует художественно – эстетическому развитию и творческой самореализации ребёнка на основе этнокультурного содержания [5].
Процесс познания региональной культуры – деятельность, в которой можно выделить ценностно – ориентированный, преобразовательный и коммуникативный компоненты, которые, в свою очередь, отражаются в общении, эмоциях.
Всё вышесказанное учитывала, приступая ко второму этапу работы по патриотическому воспитанию, в частности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с казачеством.
Прежде всего, в группе был создан соответствующий интерьер, где я окружила детей предметами казачьего быта, донесла до их сознания, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона, кто жил на Донской земле до казаков.
Провела цикл бесед – рассказов на тему «Наши земляки казаки», где познакомила дошкольников с особенностями жизнедеятельности казачьего народа : как жили казаки, как воспитывали в семье девочек и мальчиков, как отмечали праздники, как трудились, как проводили казачий круг [6].
Огромный интерес вызвало у детей устное казачье творчество, которое является одним из средств формирования у дошкольников эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Зная, что народная педагогика – это ещё и постижение языковых богатств, живой народной речи, я стараюсь донести до сознания детей незнакомые слова, объяснить их. Ведь они должны пополнять, обогащать словарный запас ребёнка.
Например: Возвернулся селезень –
На замок закрыть курень.
Пришёл Петя – кочеток
И ключом открыл замок.
Этот текст ребёнок может передать образно, с помощью мимики и жестов. Нельзя недооценивать детского обострённого чувства языка, детской восприимчивости к слову, любознательности. Дети не должны воспитываться только на лёгком, доступном чтении!
Раскрытие смысловых значений, непривычных слов поможет детям окунуться в живую казачью речь, поможет постичь языковые богатства. Большой воспитательный потенциал имеют и донские народные игры, через которые ребёнок входит в систему взаимоотношений в семье и коллективе, усваивает трудовые навыки, учится подчиняться и брать ответственность на себя, совершенствуется физически.
Немаловажную роль во всестороннем развитии детей играет и ознакомление их с былинами [6]. Дети растут от колыбельных песен до былин. Они готовятся к постижению сложного мира эпических героев и идей. Эпос веками был школой патриотического воспитания, воспитания веры в победу, в непобедимость защитников родной земли. Не зря в народе говорится: «Дон былинный, легендарный». Донские богатыри вполне реальные. Это и Дюк Степановичи Добрыня – дончак и многие другие. Казаки ведут своё прошлое от богатырей киевских. «Эти богатыри древности, - пишет Соловьёв – автор «Истории России», - в новейшие времена носят название казаков. Быт, подвиги богатырей древних схожи с бытом, подвигами казаков». Народное представление, верно, отождествляет эти два явления, но и здесь народное слово уничтожает различие, называя например, Илью Муромца старым казаком :
Как далече, далече в чистом поле –
Что ковыль – трава во чистом поле шатается.
А и ездит в поле стар – матёр человек,
Старый ли казак – Илья Муромец…
Казаки величают Илью Муромца своим атаманом:
Помутился весь Тихий Дон,
Помешался весь казачий круг,
Что не стало у них атамана,
Что старого казака Ильи Муромца…
Вот из какой былинной дали идёт к нам молва о казаках, стоявших на защите рубежей Святорусской земли. Из народной былины, из казачьей песни наши дети узнают о казачьей службе Русскому государству.
Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно – культурных достопримечательностей родной земли (например, название станицы Ермаковская на Дону в честь одного из самых почитаемых героев в истории донского казачества Ермака Тимофеевича, прославившегося в период присоединения Сибири к Русскому государству). Эти память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры (например, Дмитрий Донской); в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и казачьих песнях и т. п. Понимание народом самого главного в своём характере, ощущение им силы духа и созидания одинаково убедительно отражены как в эпических образах богатырей – заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов.