МААМ-картинки

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 1. (1 фото)

Светлана Нехаева
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 1.
▼ Скачать + Заказать документы

"Казачество - это часть нашей культуры, российской

культуры, причём не просто часть культуры, а яркая

часть нашей культуры".

(Владимир Владимирович Путин).

В дошкольном возрасте, при условии воспитания на культуре своего народа, происходит осознание своей национальной принадлежности, как основы становления национального самосознания. Национальное самосознание помимо осознания своей причастности к какой – либо этнической группе и положения в ней, определяется и как понимание национальных интересов и особенностей национальных взаимоотношений своей этнической группы с другими. В этом смысле национальное самосознание состоит из самосознания отдельных людей определённой национальности. Его формирование определяется соответствующей национальной средой. В своём исследовании О. Н. Юденко в содержание понятия «национальное самосознание» включает национальную идентификацию – восприятие себя как представителя определё нного этноса: национальные стереотипы – свойственные народу понятия, нормы поведения, историческое прошлое (исторические события, национальные памятники, национальные герои); территориальная общность, знания национальных символов (флаг, герб, гимн, культурные и духовные ценности [4]. Становление национального самосознания у дошкольников связанно с отношением ребёнка к тому месту, где он родился и вырос, к Родине, к близким, природе, которая его окружает, к народному творчеству, традициям своего народа.

Публикация «„Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством“, Часть 1,» размещена в разделах

Закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» [2] поднимает вопрос об обеспечение духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирование духовности, взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (Статья 3). Отсюда внимание к культурно – историческим традициям российского воспитания, в том числе, и к региональной педагогике, внедрению личностно – ориентированных воспитательных систем, ценностным основаниям.

Мы живём на Донской земле. Казаки – предки тех, кто живёт сейчас на Дону. Что мы знаем об этом вольнолюбивом народе? Где, как не на Дону, произошло стечение разных культур народов России: украинцев, армян, русских, татар и др. И все эти народы объединяло одно стремление к «удалой, вольной жизни».

Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности. История Донского края – источник чистый и вечный; в чём бы ни высказывал себя народ – в песне, танце, быте, традициях, искусстве – всегда он придерживался казачьих заповедей : «мир, красота, любовь и правда».

Цель концептуального плана видится в гуманистическом подходе к процессу воспитания, что позволило сформировать адекватные задачи :

•приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

•возрождение традиций российской ментальности, патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства Отечества;

•философско – мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.

Решение названных задач, даёт возможность заложить фундамент основ духовности личности; формировать базис личностной культуры (начал личности). Достижение результатов потребовало поэтапной работы:

На подготовительном этапе: изучение содержания регионального компонента, специфики работы (формы, методы) со старшими дошкольниками по истории Донского края.

На теоретическом этапе: разработка содержания регионального компонента по ознакомлению дошкольников с историей Донского края, дидактического и методического сопровождения работы.

На практическом этапе: внедрение и апробация дидактического, методического материала и диагностического материала по ознакомлению детей с историей Донского края в педагогический процесс ДОУ

Реализация регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников проходила через:

•введение в образовательный процесс ознакомления с родным краем;

•введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно – историческим фактам;

•деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края;

•осознанный выбор методов знакомства с родным краем, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (уголок русского быта, предметы декоративно – прикладного искусства, музыка и т. д.).

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 1.

Немаловажным фактором является и предметно – развивающая среда. Именно в определённой обстановке и определённом предметно – пространственном окружении в процессе общения с взрослыми ребёнок приобретает идеалы, овладевает культурой, погружает его в этнокультурную атмосферу.

Практическая направленность этнокультурной образовательной среды обеспечивает самореализацию личности дошкольника в процессе деятельности и общения, а также в процессе самостоятельной деятельности и тесное сотрудничество с семьями воспитанников, способствует художественно – эстетическому развитию и творческой самореализации ребёнка на основе этнокультурного содержания [5].

Процесс познания региональной культуры – деятельность, в которой можно выделить ценностно – ориентированный, преобразовательный и коммуникативный компоненты, которые, в свою очередь, отражаются в общении, эмоциях.

Всё вышесказанное учитывала, приступая ко второму этапу работы по патриотическому воспитанию, в частности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с казачеством.

Прежде всего, в группе был создан соответствующий интерьер, где я окружила детей предметами казачьего быта, донесла до их сознания, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона, кто жил на Донской земле до казаков.

Провела цикл бесед – рассказов на тему «Наши земляки казаки», где познакомила дошкольников с особенностями жизнедеятельности казачьего народа : как жили казаки, как воспитывали в семье девочек и мальчиков, как отмечали праздники, как трудились, как проводили казачий круг [6].

Огромный интерес вызвало у детей устное казачье творчество, которое является одним из средств формирования у дошкольников эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

Зная, что народная педагогика – это ещё и постижение языковых богатств, живой народной речи, я стараюсь донести до сознания детей незнакомые слова, объяснить их. Ведь они должны пополнять, обогащать словарный запас ребёнка.

Например: Возвернулся селезень –

На замок закрыть курень.

Пришёл Петя – кочеток

И ключом открыл замок.

Этот текст ребёнок может передать образно, с помощью мимики и жестов. Нельзя недооценивать детского обострённого чувства языка, детской восприимчивости к слову, любознательности. Дети не должны воспитываться только на лёгком, доступном чтении!

Раскрытие смысловых значений, непривычных слов поможет детям окунуться в живую казачью речь, поможет постичь языковые богатства. Большой воспитательный потенциал имеют и донские народные игры, через которые ребёнок входит в систему взаимоотношений в семье и коллективе, усваивает трудовые навыки, учится подчиняться и брать ответственность на себя, совершенствуется физически.

Немаловажную роль во всестороннем развитии детей играет и ознакомление их с былинами [6]. Дети растут от колыбельных песен до былин. Они готовятся к постижению сложного мира эпических героев и идей. Эпос веками был школой патриотического воспитания, воспитания веры в победу, в непобедимость защитников родной земли. Не зря в народе говорится: «Дон былинный, легендарный». Донские богатыри вполне реальные. Это и Дюк Степановичи Добрыня – дончак и многие другие. Казаки ведут своё прошлое от богатырей киевских. «Эти богатыри древности, - пишет Соловьёв – автор «Истории России», - в новейшие времена носят название казаков. Быт, подвиги богатырей древних схожи с бытом, подвигами казаков». Народное представление, верно, отождествляет эти два явления, но и здесь народное слово уничтожает различие, называя например, Илью Муромца старым казаком :

Как далече, далече в чистом поле –

Что ковыль – трава во чистом поле шатается.

А и ездит в поле стар – матёр человек,

Старый ли казак – Илья Муромец…

Казаки величают Илью Муромца своим атаманом:

Помутился весь Тихий Дон,

Помешался весь казачий круг,

Что не стало у них атамана,

Что старого казака Ильи Муромца…

Вот из какой былинной дали идёт к нам молва о казаках, стоявших на защите рубежей Святорусской земли. Из народной былины, из казачьей песни наши дети узнают о казачьей службе Русскому государству.

Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно – культурных достопримечательностей родной земли (например, название станицы Ермаковская на Дону в честь одного из самых почитаемых героев в истории донского казачества Ермака Тимофеевича, прославившегося в период присоединения Сибири к Русскому государству). Эти память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры (например, Дмитрий Донской); в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и казачьих песнях и т. п. Понимание народом самого главного в своём характере, ощущение им силы духа и созидания одинаково убедительно отражены как в эпических образах богатырей – заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения «Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения» «Годы детства – это, прежде всего воспитание.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Формирование у детей патриотических чувств через организацию специально разработанных физкультурных досуговФормирование у детей патриотических чувств через организацию специально разработанных физкультурных досугов В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням,.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

План самообразования «Формирование патриотических чувств посредством изобразительной деятельности» План самообразования «Формирование патриотических чувств посредством изобразительной деятельности». Подготовил: воспитатель высшей.

Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством слайд В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область "Речевое.

Воспитание патриотических чувств у детей посредством приобщения их к национальной культуре хакасского народа Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое. Николай Доризо [1, с. 63]. В современном обществе, начиная с дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 1.
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 19:09
+85Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 1.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нехаева (УИ 119485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД