Альбина Егорова
«Формирование основ патриотизма коммуникативно–речевыми средствами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать»
Д. С. Лихачев
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Публикация «„Формирование основ патриотизма коммуникативно–речевыми средствами“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2015
Воспитывая в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему прароду, его обычаям, традициям, вызывая интерес к историческому прошлому родного края. Знакомя детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа. Используя в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, изучая с детьми родной язык, мы стараемся формировать в детях положительную самооценку, социальную уверенность, прививать любовь к родному языку, речевой культуре и культуре межнационального общения, что чрезвычайно важно для воспитания нравственного развития и саморазвития маленькой личности.
Думаю, не нужно долго кому-то пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь. Но особенно интенсивно – первые годы жизни, когда ребенок приходит к нам в детский сад каждый день. И мы стараемся выполнить свою миссию, помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
Задавая вопрос «Как у тебя дела?», «С кем ты пришел?», «А как зовут твою маму?», «Как называется наш город?», «В какой республике ты живешь?», «Что такое Родина?» мы тесно связываем развитие речи с развитием мышления ребенка. Освоение языка его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Особое внимание в воспитании у ребенка чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением. И первое слово, которое дарят родители ребенку – это его имя, в нем выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребенка. Ласковое слово, соединенное с мелодией – это колыбельная. В ней воплощение материнской нежности, заботы, любви, надежды и умиротворения. Составление генеалогического дерева, герба семьи – весь этот совместный поиск ответов на детские вопросы позволил сформировать и реализовать этапы социально-исследовательского проекта «Что в имени тебе моем». Целью, которого являлось изучение происхождения имени донести до детей красоту и духовность народных традиций, развивать умение видеть свежие побеги мощного древа этих традиций в жизни собственной семьи, своих родных и близких, ощутить самого себя звеном в цепи бесчисленных поколений своего народа.
Развитию красоты и напевности речи детей помогает нам в работе библиотека народных сказок Татарстана, картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок, альбом «Мои любимые сказки».
Чтобы возбудить детский интерес к родному краю, к культуре своего народа в доступном для детей месте распологаем различные материалы с изображением костюмов народов, населяющих наш край, предметов быта, живопись, прикладного искусства. А для обыгрывания народных сказок, потешек способствуют разные виды театра, который развивает творчество детей, проявляет детскую фантазию и инициативу. Звучание тихой народной музыки или задорной плясовой побуждает детей к развитию музыкальных способностей, знакомит с музыкальным фольклором края и с народными музыкальными инструментами.
Наши «Дочки-матери», «Хозяюшки» много времени проводят в играх, которые идут больше из семьи – это ребенок и мама. И говоря словами О. Бальзака «Между матерью и ребенком протянутые тайные невидимые нити, благодаря, которым каждое потрясение в его душе больно отдается в ее сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни».
Большое значение в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. Традицией нашей группы стали праздники «День семьи», «День любви и верности», «День отца», «День Матери», «День защиты детей», «День смеха», «Масленица», «Сабантуй», «Навруз»и другие. День лирических стихов, обыгрывание сказочных персонажей, выставка работ, нарисованных детьми совместно с родителями, экскурсия к памятнику, так проходит день посвященный Габдулле Тукая, что непременно оставляет в сердцах детей любовь к родному краю и подтверждает величие татарского народа.
Народные игры «Млике», «Тбтей» «Кария-Закария», “Минлбай”,«Крст ле, скнем”, “Очты, очты. ” – наши большие помощники. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре малой родины, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
У нас в арсенале ведется и ежедневная работа: по утрам беседа как прошли выходные дни с родителями, какае вкусные национальные блюда готовят бабушки и мамы на праздники, какую сказку им прочитали на ночь папа и мама.
Так мы стараемся создавать условия создать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Мы уверены дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства.
И в конце хочется сказать красивые слова:
Родина, Отечество…
В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.