Душеба Евгения
Формирование основ мультикультурного воспитания у детей дошкольного возраста посредством разных видов детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов:
«Формирование основ мультикультурного воспитания у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»
Подготовила воспитатель : Душеба Е. В.
В настоящее время в образовательном пространстве проблема мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста выходит на первый план. Необходимость использования в работе с дошкольниками принципов этнопедагогики, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной
Публикация «Формирование основ мультикультурного воспитания у детей дошкольного возраста посредством разных видов детской деятельности» размещена в разделах
принадлежности.
Термин «мультикультура» с английского переводится как культура, складывающаяся из множества культур. «Мульти» используется не столько в количественном, сколько в качественном понятии, что означает многообразие культур, т. е. сколько народов столько и культур.
Мультикультурное воспитание – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства, так как показывают исследования психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств.
В основе мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста лежит развитие эмоционального отношения и дружеского расположения к людям другой национальности, интерес к культуре разных народов.
Одна из основных идей, на которую необходимо опираемся в своей работе, есть идея диалога культур, выдвинутая Михаилом Михайловичем Бахтиным. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывается полней и глубже. При диалогической встрече культур они не сливаются и не смешиваются, каждая из них сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются.
Мы живем в многонациональном поселке и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Работа по мультикультурному воспитанию в детском саду необходимо начинать с младшей группы детского сада, строить на базовых, фундаментальных принципах педагогической науки: последовательность, системность, доступность, постепенность и т. д.
В младшем дошкольном возрасте перед педагогом стоят задачи способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Педагог должен формировать у детей элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Знакомить детей с названием родного поселка. Формировать представления о своей национальной идентичности (я – русский, я – украинец, я армянин и т. п.). Знакомить детей с народными играми, песнями, сказками, национальными игрушками (матрешка, свистулька, баюльная куколка)
В старшем дошкольном возрасте педагоги продолжают воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим, а также особое внимание уделяют работе по формированию у детей своей национальной идентичности, закрепляют название своей и других национальностей РФ. Формируют у детей уважительное отношение друг к другу, чувство гордости за свой народ, своих национальных героях. Формируют представление о Земле как о планете, где живут люди разных рас и народностей, имеющих свой язык, культуру, государство и т. д. Знакомят с таким понятием как «Декларации прав человека» – документом провозглашающий равенство всех людей на Земле.
Эти задачи определяют содержание основной образовательной программы детского сада, их решению уделяется повышенное внимание в силу особенностей контингента воспитанников. В нашем детском саду вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехали в наш поселок, и живет вместе с нами.
Нельзя не отметить, что мы задействовали большой спектр мероприятий в разных видах детской деятельности дошкольников.
Например в процессе коммуникативной деятельности мы путешествуем в прошлое семьи детей, составляем родословное древо. В группе находятся фотоальбомы «Моя семья», ребята очень любят рассматривать фотографии друг друга, рассказывают о своих родственниках и близких. Такая форма работы позволяет сблизить детей друг с другом, учит их делится своими эмоциями, знакомит с традициями семьи.
Продуктивная деятельность детей – самый доступный и понятный вид деятельности, в процессе которого дети могут выразить свои эмоции и чувства. На занятиях по декоративному рисованию и лепке мы знакомим детей с народными промыслами нашей страны. На занятиях по художественно-эстетическому воспитанию, педагог разучивает с детьми народные танцы разных национальностей.
Можно так же применить и такте формы с детьми, как коллективное изготовление тематических коллажей или газет, таких как «Живут на планете разноцветные дети!», «Берегите землю», «Россия – родина моя» и др. Совместно с детьми изготовить лепбук «Ставропольский край», с целью развития познавательных интересов и уважительного отношения к истории и культуре своей малой Родины.
В двигательной деятельности познакомить детей с народными играми : русские народные подвижные игры, такие как «Челночок», «Салки», «Много троих, хватит двоих»; украинские подвижные игры «Аисты (лэлэкы)»; «Воробышки-попрыгунчики (горобци-стрыбунци)»; «Веточка (гилочка)».
В подвижных играх ярко проявляются национальные особенности и традиции. Организация театрализованной деятельности также позволяет решать задачи мультикультурного воспитания и духовно-нравственного развития. Можно организовать театральную неделю и подготовить с воспитанниками показ народной разных национальностей.
Одним из важных звеньев основ мультикультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей). Совместная работа позволит сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь)
Например, на празднике посвященному «Дню матери», который проводился совместно с родителями, родители участвовали в конкурсе, где исполняли народные танцы разных национальностей. Мероприятие прошло в дружеской, доброжелательной атмосфере.
Так же в нашем детском саду имеется коллекции кукол в национальных костюмах «Дружный хоровод», которая пользуется популярностью в детском саду. Каждая кукла нашей коллекции содержит в себе дидактическую изюминку и при этом удивляет, и забавляет детей, открывает новые горизонты познаний и игровых действий.
В нашем понимании термин «хоровод» символизирует взаимодействие, общность единения, определённую замкнутость, которая имеет способность к расширению при конструктивном партнёрстве.
Таким образом, через разные виды детской деятельности педагоги у детей формируют основы мультикультурного воспитания с позиции приоритета духовно-нравственной составляющей, дети бережно относятся к историческому и культурному историческому наследию народов России, проявляют уважительное отношение к языкам, а также традициям и культуре других народов
Мы понимаем, что на дошкольное образование возложена большая миссия. Именно мы являемся первыми учителями подрастающего поколения. Сформировать основы мультикультурного воспитания у детей можно только на собственных примерах. Для этого мы уделяем больше внимания изучению истории собственной страны, ее традиций и обычаев. Ведь на неуважении к собственной культуре невозможно построить уважение к чужой.
Мы хотим, чтобы в сердцах наших воспитанников всегда было место для добрых поступков, и дружеского расположения к людям другой национальности, интерес к культуре разных народов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бахтин М. М. и методология современного гуманитарного знания: Тез. докл. участников Вторых саранских Бахтинских чтений / Редкол. : А. И. Сухарев (отв. ред.) и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991 – 120с.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168с
4. ООП ДО «Детский сад № 18 «Полянка»
5. Эльконин Д. Б. // Словарь персоналий : психология от А до Я / сост. В. Сонин. – Москва : Флинта, 1997. – С. 149. – (Б-ка шк. психолога).