Ольга Русина
Формирование основ гражданско-патриотического воспитания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В наше время гражданско - патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, это и воспитание уважительного отношения к труженику и его результатам труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Формирование основ гражданско-патриотического воспитания у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Цель: формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Задачи:
- формировать первичные представления о доме, семье;
- знакомить с родным городом, краем, с его самобытной историей и культурой;
- развивать интерес к культурному и историческому наследию, к русскому народному творчеству, народным традициям и обычаям;
- развивать эстетическое восприятие родной природы, желание беречь и сохранять её богатства;
- воспитывать любовь и привязанность к семье, близким людям, детскому саду, родному дому, родному краю, Родине;
- воспитывать толерантное отношение к народам других национальностей, проживающим в нашей стране и за её пределами;
- воспитывать уважения к людям разных профессий и гордости за их достижения и подвиги.
Все эти задачи важны и актуальны, и должны реализовываться поэтапно от понятий близких, доступных малышу к более сложным.
Воспитание у ребенка любви к самому близкому – к родному дому и детскому саду основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом - гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Важно сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома, детского сада.
Опыт работы показывает, что гражданско - патриотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер и осуществляться в повседневной жизни ребенка в семье, детском саду, социуме. Учет возрастных особенностей детей требует неоднократное обращение к данной теме, применение игровых приемов, подкрепление различными продуктивными видами деятельности, посещения музеев, организации экскурсий. Образовательная деятельность с детьми осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы.
Дети раннего возраста и младшего дошкольного возраста знакомятся с членами семьи, обустройством дома, домашними питомцами, детским садом.
Ребята средней группы с удовольствием изучают родной город, его инфраструктуру, достопримечательности, интересные места, природу.
Очень значимой для детей является тема «Защитники Отечества», где они знакомятся со сказочными и былинными героями, людьми, военных профессий, охраняющими Отчизну в наше время.
В старшем дошкольном возрасте темы расширяются и усложняются. Ребята знакомятся с государственной символикой, природой и культурой родного края, а также с историей и культурой нашей Родины – России.
Важным фактором формирования гражданско - патриотических чувств у дошкольников является сочетание теории и практики. Именно поэтому особенностью образовательного процесса в детском саду является, то, что знакомство с природой родного края ведется исключительно на краеведческом материале.
Для этого организуются наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, опыты. Для приобщения детей к народной культуре и традициям проводятся фольклорные праздники: «Осенины», «Масленица», «Веснянка», «Пасха», «День семьи», «День отца», «День пожилого человека». Формирование основ гражданственности начинается с участия детей в календарных праздниках «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы», ежегодных акциях «Бессмертный полк».
Еще одним необходимым условием является организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Создание «Уголков юных патриотов», где собран наглядный, демонстративный, игровой материал для знакомства с государственной символикой, городом, народными промыслами и традициями.
Формирование личности ребенка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Начинать работу по гражданско - патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми и интересными открытиями. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство любви к своему Отечеству.
Результаты работы по гражданско - патриотическому воспитанию не будут видны сейчас, в дошкольном возрасте не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Но если ребенок будет проявлять интерес к культурно- историческому наследию нашей Родины, своего города, края, знать государственные символы, подражая взрослым, вставать, когда звучит гимн Российской Федерации, гордиться достижениями людей, прославивших нашу страшу, проявлять толерантность к другим людям, заботиться о близких, сверстниках, животных, то можно сказать, что результат педагогической работы достигнут.