Приложение МААМ

Формирование нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте посредством художественной литературы. Опыт работы

ольга прасолова
Формирование нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте посредством художественной литературы. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств у младших дошкольников средствами художественной литературы.

1.1. Формирование нравственных качеств личности ребенка

Актуальность проблемы:

В современном обществе в последнее время очень остро встала проблема нравственности, как среди взрослого населения, подростков, школьников, так и детей дошкольного возраста. Подмена моральных норм и смена ценностных ориентиров начинает происходить уже с дошкольного возраста. Поэтому важно проследить линию изменений, которые происходят с возрастом у дошкольников.

Публикация «Формирование нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте посредством художественной литературы, Опыт работы» размещена в разделах

Размытие границ понятий норм морали, духовных ценностей, нравственности, и т. д., нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок в современном обществе существенно осложнило путь становления личности ребенка дошкольного возраста.

Кризисной ситуации нравственности в обществе, прежде всего, способствует современные, достаточно разнообразные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным социумом средств (например, компьютерные игры, развивающие жестокость и эгоизм).

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

В России развитие нравственного воспитания в системе образования стало одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ, найдя отражение в целевых ориентирах ФГОС ДОО.

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям (Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев). Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости.

В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю.

В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДОО говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;

- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде рассматривают учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. При этом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Таким образом, можно сказать, что воспитаниеморального облика нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

1.2. Формирование нравственных качеств у младших дошкольников

В возрасте 3-4 лет произвольное поведение еще неустойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало позволяет ребенку управлять своими эмоциями. Он способен преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам, конфликтам. Ребенок 3-4 лет учится считаться с интересами других, терпимо относится к тому, что делает товарищ, дожидаясь очереди поиграть, умыться, занять место в столовой. С помощью воспитателя дети постепенно утрачивают свои эгоистические позиции. Они способны сочувствовать, сопереживать сверстнику. У детей постепенно накапливаются представления о добрых поступках. Этому способствуют беседы о реальных случаях из жизни группы, чтение художественных произведений, обыгрывание различных ситуаций.

Накопление образного материала, отражающего содержание поступков, связанных с добрым отношением к окружающим, способствует его обобщению в правило. Но абстрактная формулировка правил поведения трудна ребенку для восприятия. Поэтому действие по правилу лучше сопровождать словами из известных произведений, например: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» (К. Чуковский); «Буду делать хорошо и не буду плохо» (В. Маяковский) и др. Нельзя забывать о главном – важно научить детей правильным действиям. Поэтому, указывая на отрицательные поступки, необходимо давать образцы правильных действий.

Ребенок четвертого года жизни неосознанно обращается к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В его сознании часто отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Собственная же линия поведения выявляется ребенком только в процессе деятельности и в результате оценки его поступка взрослым. Для игры дети нередко самостоятельно объединяются в микрогруппы на основе симпатии, которая постепенно перерастает в дружеские отношения. В этом возрасте они обычно неустойчивы, хотя иногда бывают исключения. Воспитатель может использовать симпатии детей для формирования благожелательных взаимоотношений в группе. Он должен помочь детям увидеть в своих сверстниках привлекательные черты, научить положительно оценивать добрые поступки, оказывать внимание и помощь друг другу. Это легче сделать на примере детей, симпатизирующих друг другу, одобряя их дружную игру, взаимопомощь. Малышу приятно, что его товарищи уступили, помогли ему. Это эмоциональное состояние воспитатель должен всячески поддерживать – иногда прямо, иногда косвенно – с помощью сказок, стихов (например, «Когда живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить» (С. Михалков). Такие слова могут повторять как правило, как девиз).

Представления ребенка этого возраста о самом себе еще очень ограничены. Это связано с уровнем развития его моральных оценок, которые относятся прежде всего к действиям других и их оценке взрослым. Сначала дошкольник идет от оценки к ситуации, а затем от ситуации к ее оценке. Здесь следует помнить, что оценка поступка, например, героя сказки, сначала определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным, а позднее именно оценка героя служит основой для возникновения к нему эмоционального отношения.

Похвала, поощрение, награда – наиболее действенные средства подкрепления положительных поступков ребенка. Значительное место среди представлений о самом себе, о сверстниках, воспитатель должен иметь в виду, что нравственная сторона явлений часто скрывается за предметными действиями. Нельзя забывать, что на определенном этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.

Важно, чтобы дети младшего возраста научились замечать добрые дела, заботу окружающих (близких, членов семьи, воспитателя). Можно предложить им нарисовать тех, кто о них заботится, и попросить рассказать об этих людях. Беседы с использованием стихов, сказок, рассказов из жизни помогут воспитателю сформировать у малышей представления о том, как нужно заботиться о своих близких. (например, беседа «Мама отдыхает», «Друзья помогают»).

Положительный опыт внимательного, заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. Проявление внимания к окружающим отражается в таких коллективных играх, как дочки-матери, больница, стройка, детский сад.

В решении задач нравственного воспитания помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Программное содержание занятий по нравственному воспитанию :

• обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие проявлению доброты, доброжелательности, дружелюбия. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

• продолжать формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя. Сообщать детям разнообразные сведения, касающиеся непосредственно их («ты – девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать» и т. п., в том числе, сведения о прошлом («не умел ходить, говорить, ел из бутылочки») и о происшедших с ними изменениях («умеешь рисовать, танцевать»). Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;

• учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

• приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной и столовой.

1.3. Роль художественной литературы в формировании нравственных качеств у младших дошкольников

Художественная литература является действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия этих действий.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека : помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки.

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности воспитанников. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших дошкольников.

У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям, проявление честности и доброжелательности.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного нравственного воспитания дошкольников, способствует пополнению жизненного опыта последних тем самым, формируя нравственную культуру дошкольника.

Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности.

Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Во многих сказках есть персонаж, который помогает положительному герою хранить свои моральные ценности. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях.

Сказки внушают уверенность в торжество правды, победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Дети еще могут сочувствовать и сопереживать.

Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

В каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок» и необходимо помочь ребенку понять, в чем он заключается, прояснить его суть, т. е. понять главный смысл сказки, тем самым заложить в душе и сознании маленького слушателя и читателя определенные моральные установки.

Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Сказка для ребенка – это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это – жизнь, это – приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Глава 2. Методика формирования нравственных качеств у младших дошкольников средствами худ. литературы

2.1. Методика работы со сказкой

• Отбор литературного материала Важным условием выбора той или иной сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки – кульминации.

Формы организации

1. игровые занятия;

2. комплексные занятия;

3. самостоятельная игровая деятельность детей;

4. самостоятельная продуктивная деятельность детей;

5. экскурсии;

6. праздники.

• Методы и приемы

1. элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры – экспериментирования с предметами и материалами;

2. моделирование сказочных сюжетов;

3. творческие задания;

4. пластические игры и упражнения;

5. элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как личности дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок.

Так же нужно выбрать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Если после первого чтения сказка уже понятна детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие (показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементы инсценировки, движения пальцами, руками). Словесный прием используется, когда детям непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.

2.2. Пример используемых форм работы с детьми

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников посредством народной сказки младшая группа

Тема: «Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»

Цель: Формировать у детей представления о доброте, отзывчивости, сострадания к ближнему.

Задачи:

Учить детей добрым поступкам на примере сказочных героев. Создать условия для желания проявить доброту, вызвать сочувствие, стремление помочь герою, попавшему в беду.

Развивать активный словарь дошкольников, умение отвечать на вопросы, высказывать свои предположения; развивать мелкую моторику рук ребёнка.

Воспитывать любовь, интерес к русским народным сказкам.

Словарная работа : ледяная, избушка, дружба, друг, ссориться, мириться, забота.

Интеграция областей: коммуникация, познание, художественная литература, сенсорная деятельность.

Оборудование: Сундучок, настольный театр «Заюшкина избушка», музыкальное произведение «В гостях у сказки», шапочка зайчика.

Методы и приё мы:

игровой: сюрпризный момент – «сундучок сказок», деревянный настольный театр; игра с персонажами сказки;

словесные: беседа, вопросы, художественное слово, создание речевых ситуаций для общения, звукоподражание, проговаривание слов из сказки, слов-утешений, слов-просьб;

наглядные: рассматривание домиков персонажей, постройка атрибутов сказки; слуховые: аудиозапись плача, мелодии «В гостях у сказки», пальчиковая гимнастика «Пирожок»;

эмоциональные: формировать чувство эмпатии, сопереживания героям сказки.

Литература :

- Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.

- .Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002. - 310 с.

- Сенсорное воспитание детей раннего возраста : учебно-методическое пособие/ Ю. М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.

- Щукина О. Л. Методическая разработка по развитию речи по теме «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников»

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, давайте дружно поздороваемся:

- Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: дети, посмотрите, какой волшебный сундучок я нашла сегодня утром в нашей группе. Он такой необычный, сказочный. Интересно. Что в нем лежит?. Давайте посмотрим?

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель: Это и в правду «Сундучок сказок», потому что тут лежит сказка (показывает коробку). Усаживайтесь поудобнее, я вам ее сейчас расскажу и покажу.

Воспитатель с помощью настольного театра, рассказывает сказку «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Ребята, в начале сказки зайка был грустный или веселый? (Грустный). А почему? (Лиса обидела). Давайте вспомним, кто помогал зайке выгнать лису из домика? (Дети перечисляют героев).

Они все хотели помочь зайчику? (Да). Значит, они были зайчику друзьями? (Да).

Когда столько друзей, грустно не бывает! Посмотрите, сколько у зайчика появилось друзей, готовых прийти на помощь? (Много). Зайчику стало весело с друзьями и он решил с ними поиграть (расставить фигурки персонажей сказки в круг). Давайте покажем зайчику и его друзьям интересную игру.

Дети выходят на коврик, выстраиваются в круг.

Игра «Зайка серый умывается» (в центр круга выходит выбранный воспитателем ребенок-зайчик, ему одевают шапочку с ушками. Все выполняют движения по тексту).

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается.

Вымыл глазки,

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Надел бантик,

Стал он – франтик!

(После слова «франтик», ребенок-зайчик делает подскоки внутри круга, остальные дети хлопают в ладоши. Игра проводится 2-3 раза).

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то плачет, слышите?

(Из-за елочки воспитатель показывает фигурку лисы).

- Дети, как вы думаете, почему лисичка плачет? (Ответы). Я догадалась, ей стало грустно, ведь у зайчика теперь так много друзей, им весело вместе. А лисичка совсем одна… А почему лисичка одна, без друзей? (Она хитрая, обманывает, с ней не хотят дружить). Правильно! Как нам помочь лисичке исправиться и подружиться с другими зверюшками? (попросить прощения у зайчика).

Лиса просит прощения у зайчика и обещает больше так не делать.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, раз лисичка исправилась, стала доброй, давайте все вместе поиграем.

Пальчиковая игра «Пирожок» :

-Я пеку, пеку, пеку

Всем друзьям по пирожку:

Пирожок для Мишки,

Для Заиньки-малышки.

Для Волчонка пирожок.

И веселый Петушок

Получает пирожок.

Пирожок тебе, Лиса.

Очень вкусная игра!

Воспитатель: Вот как стало всем хорошо и весело. Плохо быть в ссоре…Ребята, а вы когда ссоритесь, потом миритесь, просите друг у друга прощения? (Ответы). Настоящие друзья не должны друг друга обижать! Нужно стараться жить со всеми дружно, никого не обижать!

Дружба очень нам нужна.

В жизни нашей так важна:

Коль случиться что-то вдруг,

К нам придет на помощь друг!

Список литературы

Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью / Н. В. Алешина. - М. : Просвещение, 2010. – 184 с.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2011. – 400 с.

Боровкова, Е. Б. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения / Е. Б. Боровкова, Н. И. Водина, М. К. Ефимов. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 203 с.

Буре, Р. С. Нравственно-духовное воспитание в детском саду / Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 2010. – 209 с.

Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей / Р. С. Буре. - М. : Перспектива, 2010. – 298 с.

Ветлугина, Н. А. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева. - М. : Просвещение, 2009. – 209 с.

Гаврилова, Т. П. О воспитание нравственных чувств / Т. П. Гаврилова – М. : Просвещение, 2004. – 117 с.

Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – СПб. : Питер, 2002. – 189 с.

Каиров, А. И. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров, О. С. Богданова. – М. : Просвещение, 2011. – 197 с.

Князева, О. Л. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Дрофа, ДиК, 2014. – 128 с.

Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2012. - 432 с.

Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте посредством художественной литературы. Опыт работы
Опубликовано: 15 октября 2024 в 14:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте посредством художественной литературы. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем ольга прасолова (УИ 29341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД