Олеся Решетнёва
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Частоозерский детский сад «Родничок»
МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок»
641570 Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье, ул. Школьная, 26.
т. 8(35230) 9-11-95 detskijsad_rodnichok@mail.ru
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателей»
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Выполнил: музыкальный руководитель МКДОУ
Частоозерский детский сад «Родничок»,
Решетнёва Олеся Сергеевна
2022 г.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью, любовью к Родине. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. Очень важно сейчас обратить внимание на воспитание у дошкольников патриотических чувств, воспитать личность с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.
Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников заключается в том, что дети мало знают о своей Родине, их равнодушие к близким людям и редко сострадающих чужому горю. Проблемой воспитания патриотических чувств дошкольников занимались многие отечественные педагоги: В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. А. Козлова, Н. К. Крупская, И. Д. Власова и др.
Воспитание патриотических чувств является одной из глобальных задач воспитания. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена уделялось большое внимание воспитанию любви к Родине, дому, семье, желанию беречь и защищать свою Отчизну.
Поэтому главная задача - как можно раньше:
• пробудить в детях любовь к родной земле;
• сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны;
• сформировать чувство гордости за достижения страны;
• любовь и уважение к армии;
• гордость за мужество воинов.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Тема нравственно - патриотического воспитания волновала во все времена. Поэтому тема опыта очень актуальна для успешного развития детей, воспитания нравственно – патриотических чувств.
В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е., отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание любви к своей семье, дому, родному селу, Родине.
Огромное влияние на развитие нравственно-патриотических чувств ребенка оказывает музыка. Дети учатся сопереживать, совершают хорошие поступки, сами не замечая этого, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Педагогическая идея опыта определяется в эффективности создания системы формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников на основе выстраивания алгоритмов деятельности детей и взрослых, вовлечение всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей благоприятные условия для формирования духовно – нравственной личности, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость, активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Научная основа системы базируется на программах и методических пособиях:
По музыкальному воспитанию :
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной
«Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, концепции К. Орфа
«Ритмическая мозаика» А. Бурениной
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой
«Истоки» Т. Алиевой, Т. Антоновой, Е. Арнаутовой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой
По нравственно – патриотическому воспитанию :
Конституция РФ
Федеральный закон «Об образовании РФ»
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в великой Отечественной Войне 1941-1945 г. г.
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России»
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек, Х. Литтон, С. А. Козлова, В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовывать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии, одной из которых является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок – взрослый», и построенной на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и дает возможность педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность и т. д.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель данного опыта – целостное развитие личности ребенка, его познавательные и творческие способности через проектный метод деятельности.
Исходя из цели опыта, были поставлены следующие задачи, способствующие достижению данной цели:
• обеспечение психологического благополучия детей;
• развитие творческого воображения и мышления;
• развитие их познавательных способностей;
• развитие коммуникативных навыков;
• обогащение музыкальными впечатлениями;
• подводить к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;
• побуждать самостоятельно, определять настроение, характер музыкального произведения и создающие его средства музыкальной выразительности;
• развитие интонационно-мелодического слушания музыки, которое лежит в основе понимания ее содержания.
Данные задачи решались в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, во время игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей на основе следующих принципов:
• «позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• Непрерывность, преемственность и интеграция педагогического процесса;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно – патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.
Мне, как музыкальному руководителю, понятие «интеграция» понятно и знакомо, т. к. музыка используется во всех образовательных областях. Ведь все образовательные области связаны друг с другом. Слушая музыку, ребёнок познаёт. Познавая, рассказывает о том, что узнал; он взаимодействует со взрослыми и со сверстниками в процессе игр, театрализованных постановок, в процессе исследований и обсуждений.
«Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей связано с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве всех специалистов. А педагоги оказывают большую помощь при подготовке и проведении праздников и развлечений, различных мероприятий.
Немаловажную роль при определении выбора темы педагогического опыта оказали события, происходящие в нашем мире.
- 9 мая 2020 года вся наша страна будет отмечать 75-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.
- Моя тема программы профессионального саморазвития на 2019-2020 учебный год: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей».
- Традиционно в МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок» проходят мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : «День защитника Отечества», «День Победы», конкурс чтецов «И все о той весне» и др.
На начальном этапе было проведено анкетирование педагогов и родителей «Актуальность духовно - нравственного воспитания».
Таким образом, по результатам полученных данных, необходимо было провести работу по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используя все виды детской деятельности. Понимая значимость поставленной задачи нравственно-патриотического воспитания через введение в воспитательно-образовательный процесс новые формы работы с детьми и родителями методом проектирования.
Приступая к осуществлению работы над проектом «МЫ – НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ» акцент делался на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, опираясь на мою программу профессионального саморазвития, был составлен план для реализации проекта. В содержание проекта были включены разнообразные мероприятия с применением различных форм и методов работы : занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, праздниках.
Для реализации поставленных задач были задействованы все виды деятельности и использованы такие формы, как НОД, беседы, концерты, праздники и развлечения, конкурсы, выставки, изготовление поделок для ветеранов и пожилых людей, экскурсии и возложение цветов к мемориалу неизвестного солдата.
Подготовлена картотека музыкальных произведений, песни патриотического характера, видеоролики и т. д., которые использовались на занятиях по рисованию, развитию речи, лепке и т. д., в ходе режимных моментов, в повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства:
• словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и конечно нравственно-патриотическое развитие).
Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях осуществляется в соответствии с индивидуальной возрастной категорией ребенка.
Огромное значение играет подбор репертуара. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность и доступность, программные требования.
Музыкальные занятия— основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Огромное значение играет и музыкально ритмическая деятельность. Я начинаю приобщать детей к исполнению простым танцевальным элементам, которые являются частью народных танцев, дети постепенно проникаются истоками народной культуры. Это исполнение хороводов, а ведь мы знаем, что хоровод старинный коллективный народный танец у славянских народов, участники которого с пением ходят по кругу, обычно взявшись за руки. Культура русского народа прививается ненавязчиво на положительном восприятии, вызывая эмоциональный отклик.
На всех разделах музыкального занятия я стараюсь обогатить музыкальный опыт детей, усложняю репертуар, знакомлю с произведениями русских авторов, это музыка Чайковского "Вальс цветов", Свиридова "Метель", "Песенка листьев" Красева. Остановлюсь на более конкретных музыкальных моментах музыкального занятия. Слушание таких произведений как "Осенняя песенка", "Листопад" Попатенко, "Метель" Свиридова, "Зима" Чайковского - раскрывают природу России, через музыку, приобщая к музыкальному восприятию, я предлагаю детям закрыть глаза и представить визуально картину, которая рисуется после прослушивания этих произведений. Дети проникаются настроением этих музыкальных произведений. Слушая песни: "Зимушка - зима" русская народная мелодия; "Родные просторы" Антонова; "Вальс цветов" Чайковского - дети расширяют кругозор музыкальных понятий (гимн, хоровод, вальс и музыка современных композиторов). И все это является частью и достоянием нашей русской культуры, это заставляет детей гордиться достижениями наших композиторов. У детей возникает познавательный интерес к музыке.
Занимаясь с детьми пением, воспитываю у детей любовь к родной природе. Ведь проявления нашей природы в любое время года прекрасны. Такие песни как "Дождик" Парцхаладзе, "Осень" З. Ротт, "Урожай собирай" Филиппенко, "Снежинки" Шаинского, "Веснянка" русская народная мелодия - рассказывают о красоте русской природы. Пение патриотических песен "Бравые солдаты", "День Победы", "Капитан", "Песня фронтового шофера", "Пилоты" вызывают гордость за непобедимость нашего народа. Перед разучиванием песни я рассказываю о значимости музыкального произведения, рассказываю о событиях предшествующих написании песни. В музыкально-ритмическом развитии дети прислушиваются друг к другу, воспитывается чувство коллективизма, которое так необходимо при адаптировании ребенка к социуму.
Особое место в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную и торжественную. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности, воспитывает основы нравственности.
Особое внимание в воспитании нравственно-патриотических качеств хочется уделить таким праздникам как "День Победы", "День Защитников Отечества".
Таким образом, педагогическое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравственное и эстетическое воспитание. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам нравственно-патриотического воспитания, включение их в процесс управления деятельностью.
Применение технологии проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, даст ощутимые результаты. У детей сформируются следующие ценностные ориентиры:
• У детей сформируется духовно-нравственное отношение и чувства
• сопричастности к родному дому, детскому саду, своей семье;
• Сформируются чувства уважения к истории Родины, к мужеству воинов, гордость за достижения своей страны.
• У детей сформируются певческие умения и навыки, музыкально - ритмические движения, эмоциональная отзывчивость, творческие проявления в нерегламентированной музыкальной деятельности.
• У детей увеличится интерес к культурному наследию русского народа, сформируются уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
• С помощью музыки дети научатся чувствовать и понимать, что такое добро и зло, красота природы и поступков.
• Сформируется потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, даст ощутимые результаты. Музыка прочно войдет в быт детей, займет значительное место в их жизни, а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитаем в них чувство патриотизма, национальной гордости, потребности в здоровом образе жизни и любви к своей Родине.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
2. «Государственные праздники для дошкольников» А. Н. Зимина
3. «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. В.
4. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В. П. Ватаман
5. "Герб и флаг России"Ривина Е. К.
6. "Я живу в России"Каплунова И. М., Новоскольцева И. А
7. "Российская символика"Ривина Е. К
8. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О. Н. Арсеневская
9. «Ритмическая гимнастика» А. И. Буренина
10. «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова.
11. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Щетинин
12. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой
13. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной
14. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой
15. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, концепции К. Орфа