Елена Суворова
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
ТЕМА:
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила:
воспитатель старшей группы
МБДОУ «Полянский детский сад»
Суворова Е. Г.
Как гласит восточная мудрость:
«Здоровье – это вершина, которую
каждый должен покорить сам».
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть, тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием).
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс межу учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования : сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности – в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
При формировании у детей здорового образа жизни следует особое внимание уделить следующим компонентам:
1. Занятия физкультурой, прогулки.
2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, создание условий для полноценного сна.
3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умение отличать ложь от правды.
4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.
6. Формирование понятия «не вреди себе сам».
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, дети объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечали – нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги, и т. д. из этих ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети осознают причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. д.
Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий.
Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть в своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики свое деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в нашем дошкольном образовательном учреждении специальной обучающей программы – «Программа формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережное отношение к окружающим людям. Дело в том, том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Эти знания дети приобретают на специальных беседах – беседах о здоровом образе жизни.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Суть его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Поэтому, я поставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
2. Научить «слушать» и «слышать» свой организм.
3. Осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека.
4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
5. Прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Данную работу я проводила в течение года по следующим направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие со специалистами.
3. Работа с родителями.
4. Взаимодействие с руководством ДОУ.
Для реализации поставленных задач в нашем дошкольном учреждении имеются следующие условия: музыкально-физкультурный зал, тренажёрный зал, комната релаксации, сенсорная комната, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.
В своей работе я использую такие методические приемы как рассказы и беседы; заучивания стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Также, большое внимание я уделяю следующим формам работы : утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкальные занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.
Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.
У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Наблюдение за состоянием здоровья детей показало, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.