Наталия Брагина
Формирование навыков безопасного поведения в повседневной деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Тема:
«Формирование навыков безопасного поведения в повседневной деятельности у детей
дошкольного возраста»
автор опыта: Брагина Наталия Борисовна
воспитатель
МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска
МО Ейский район
В наибольшей безопасности тот,
кто начеку,
даже когда нет опасности.
/Сайрус/
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения в повседневной деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных самостоятельных действий. Самостоятельность же ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей.
Выбранная тема является актуальной и наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а, порой, опасными жизненными ситуациями.
Слайд 2
Мы должны сами верить в то,
чему мы учим наших детей.
/В. Вильсон/
В соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из задач социально – коммуникативной области является формирование первичных представлений о безопасном поведении в окружающей жизни, призванная готовить дошкольников к безопасной жизни в реальной окружающей среде.
В соответствии с обозначенной темой мы определили цели и задачи работы:
Слайд 3
Цель работы:
систематизация имеющихся методик обучения безопасному поведению детей дошкольного возраста, воспитание у детей потребности научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;
Слайд 3
Главными задачами являются:
обучение правилам поведения на улице, дома и в общественном транспорте;
формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
закрепление у детей экологических знаний;
воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, бережном отношение к собственной жизни.
Слайд 4
Свою деятельность по выбранной теме мы начали с мониторинга знаний, умений и навыков детей по данной образовательной области на основании систематических и целенаправленных наблюдений за дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в ходе совместной и самостоятельной деятельности.
Результаты мониторинга показали недостаточное наличие знаний правил безопасности (хотя теоретические знания у них были, а главное - дети не умели применять эти знания в повседневной деятельности.
Слайд 5
Невозможно учить ребенка безопасности жизнедеятельности без наличия определенной развивающей среды в группе. С этой целью в нашей возрастной группе организован уголок безопасности, где собран наглядный материал по ОБЖ.
Для обеспечения эффективности работы по формированию у моих дошколят основ безопасного поведения мы определили основные направления, по которым было необходимо провести специальное обучение:
Слайд 6
Ребёнок и другие люди.
Ребёнок и природа.
Ребёнок дома.
Здоровье ребёнка
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Ребёнок на улице.
и в соответствии с этим составили и распределили программное содержание по возрастам, тематическое и перспективное планирование по выбранным направлениям.
Слайд 7
Определяя основное содержание и направление работы, мы использовали следующие формы и методы организации обучения.
игровые тренинги;
ситуативные разговоры;
проблемные ситуации;
рассматривания
ООД;
чтение
беседы
вечера досуга;
проектная деятельность
работа с родителями: собрания, открытые занятия с приглашением медработника, милиционера, пожарного;
Слайд 8
Наиболее эффективными из них оказались: проблемный метод, игровые тренинги и ситуативные разговоры.
Основным видом деятельности детей по-прежнему остается игра, и как часто дети оказываются перед выбором модели поведения в игровых ситуациях, и очень часто выбирают ее не в пользу безопасности, хотя и знают о правилах. В связи с этим итогом ситуативных разговоров часто был практический игровой тренинг под лозунгом «Что могло случиться!» или «Что же делать?»
Слайд 9
Как обучающая форма эфективной была организация непосредственно образовательной деятельности (НОД, которая способствовала формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, о возможных проблемах со здоровьем и способах их избежать.
Слайд 10
Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождалась демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, а теперь и инновационным методом с использованием презентаций. Для этого нами собрана библиотека презентаций, альбомы иллюстраций, д/игр.
При организации образовательного процесса учитывался принцип интеграции образовательных областей, в которых использовали названные ранее методы.
Так, говоря о чтении, хочется отметить, что при использовании приёма «изменения сюжета» закреплялись с детьми правила безопасности. Так с детьми старшей группы мы разыгрывали сказки «Мойдодыр», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Три поросенка».
Свои впечатления от всех наших совместных занятий дети отражали в своей продуктивной деятельности, результатами становились наши тематические выставки для ДОУ, родителей, участие в выставках города и края.
Слайд 11
Прививая детям необходимость ведения здорового образа жизни и занятий физкультурой, мы, конечно, опирались на режимные мероприятия нашего МДОУ. Это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, но и ежедневные комплексы дыхательной гимнастики и массажа, физминутки и пальчиковая гимнастика.
Слайд 12
В 2012 году нас заинтересовала оздоровительная технология «су-джок терапия». Эта технология прочно вошла в работу с детьми группы компенсирующей направленности как оздоровительная терапия и работа по развитию моторики рук. Это опыт был неоднократно представлен на педагогических советах и семинарах в ДОУ, на заседании РМО воспитателей логопедических групп в 2013 г.
Слайд 13
Немало внимания уделяется обучению детей в форме развлечений и досугов правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности с участием специалистов ДОУ и приглашением сотрудников ГИБДД, полиции и пожарной службы.
Слайд 14
Поиск новых форм методической работы привел к тому, что в практике работы в нашем мини-коллективе группы стал широко использоваться метод проектной деятельности. Так мы апробировали и презентовали педагогической и родительской общественности проекты оздоровительной направленности «Будь здоров, малыш», «Лекарственные травы», «Умные пальчики», что позволило значительно совершенствовать навыки безопасности и увеличить уровень познавательной активности.
Слайд 15
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Осознавая это, большое внимание мы уделяли работе с родителями.
Для ознакомления родителей с методами и приемами обучения детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома проводила регулярные тематические встречи по теме опыта, беседы, консультации, диспуты, консультации в родительском уголке, создавали совместные стенгазеты, привлекала к совместной проектной деятельности. В 2010 учебном году стартовал совместный с родителями проект “Сделаем книгу своими руками”. Каждой семье воспитанников предлагалось “выпустить” одну страничку для этой книги, которая бы отражала проблему безопасного поведения в конкретной ситуации дома, на улице и на природе, эта работа продолжается с семьями новых воспитанников.
Слайд 16
Проделав огромную работу, мы провела анализ мониторинга развития детей по выбранной теме. Итоговый мониторинг показал следующи е результаты:
В диаграмме прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей. В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности произошло постепенное осознание детьми смысла этих правил и необходимости их соблюдать. Дети стали выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимать необходимость соблюдения мер предосторожности, а главное, они умеют применять свои знания в реальной ситуации совершенно осмысленно.
Слайд 17
Внедрение инноваций в работу ДОУ требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Для повышения профессионализма и компетентности педагогов нашего ДОУ, а также для коллег города, района был проведен ряд мероприятий по распространению опыта:
открытые занятия «Правила ОБЖ мы узнали, осторожнее мы стали», «В гости к Андрюше», «Там, на неведомых дорожках», развлечение «Страна безопасности», эти занятия сейчас используются коллегами как развлечения во внеучебной деятельности;
семинар «"Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни",
семинар-практикум «Су-джок терапия в коррекции детей-дошкольников» заинтересовал не только коллег нашего детского сада,но и коллег, посетивших РМО по этой же теме;
обмен опытом с коллегами картотекой игр по ЗОЖ,
распространили несколько буклетов и памяток для родителей среди коллег
часть работы была опубликована в интернет ресурсах на сайтах maam.ru, nsportal.
Вывод: Таким образом, цель, поставленная в начале работы была достигнута.
Соблюдение правил личной безопасности крайне важно для ребенка, ведь порой их незнание может привести к трагедии.
Слайд 18
Безопасность жизнедеятельности – одно из направлений не только моей работы, но и всего МДОУ, направленное на подготовку дошкольника к активной жизненной позиции в дальнейшем, ведь совсем скоро они пойдут в школу. И мы спокойны за моих воспитанников, т. к. знания, полученные в детском саду, помогут будущим школьникам избежать травм и применить свои навыки в реальной жизни в случае необходимости.