Елена Ильюшонок
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы на тему:
«Формирование навыков
безопасного поведения на дорогах
у детей среднего возраста»
Подготовила:
воспитатель средней группы №3
«ДОУ №302»
Ильюшонок Елена Михайловна
Г. Новосибирск
2021 г.
“Правила движения каждый должен знать
обязательно на «ПЯТЬ»”
Поговорка
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего возраста» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий : по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения : ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
В нашем детском саду мы работаем в соответствии с Основной Образовательной программой ДОУ, в основе которой заложена основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, и так как, к сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем парциальную программу Р. Б. Стёркиной, н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе формирование основ безопасности стоят следующие задачи:
1. Продолжать формировать навыки безопасного поведения на до-
рогах: продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»; знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный
переход», «Остановка общественного транспорта»; закреплять знание
значения сигналов светофора.
2. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, с правилами перехода через дорогу.
3. Подводить детей к осознанному соблюдению правил дорожного движения. 4. Закреплять знания правил дорожного движения в сюжетно-ролевых играх.
Для решения этих задач, я провела анализ знаний детей о правилах дорожного движения и выяснила, на начало учебного года средний балл по группе составил 1,8 баллов, что соответствует среднему уровню знаний.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой города:
• Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
• Ребёнок - пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
• Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).
Для работы с детьми с использую такие формы работы как :
1. Обучающие и развивающие занятия, беседы.
Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге я использую игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки); макет «Мой город»; разрезные картинки, настольно-печатные игры (лото, домино, игры-бродилки) настенные плакаты, стенд «Безопасность», сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)
Например, играя с макетом, предлагаю детям взять на себя какую-нибудь роль (полиция, пешеход, водитель легкового авто, и т. д.) и начинаем развивать сюжет. Детей везут в детский сад, где необходимо припарковаться и как правильно дойти до сада, или как правильно перейти дорогу в магазин по пешеходному переходу.
2. Прогулки с родителями.
Прошу родителей наблюдать совместно с детьми, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомить детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращать внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения подхожу к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.
Например, в свободное время предлагаю детям раскраски по безопасности ДД. Совместно с детьми обсудили, как можно нарисовать правила пешехода и нарисовали светофор и пешеходный переход.
5. Развивающая среда.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, -это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.
6. Работа с родителями
Созданы информационные папки-передвижки для родителей, используются инновационные компьютерные технологии (ИКТ) (презентации, рекомендации к просмотру мультфильмов). На стенде для родителей размещаю пособия автора Белой К. Ю. «Основы безопасности при катании на велосипедах, самокатах, роликах. Дошкольник на улице и другие.»
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения я начинала с младшего дошкольного возраста. В дальнейшем планирую расширять и обогащать знания и опыт детей по безопасности на дороге.
Буду продолжать знакомить с дорожными знаками : «Дети»,
«Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы» «Велосипедная дорожка».
«Велосипедная дорожка». Знакомить с, правилами передвижения велосипедистов., понятиями «площадь», «проспект». Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности, формировать умение детей находить дорогу из дома в детский сад на схеме, карте.
Список используемой литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
3. Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М. : Информатик, 1994.
4. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт. -сост. М. Р. Максиняева, Т. Ю. Филиппова, С. В. Обоева. – М., 1999.
5. Обучение дошкольников правилам безопасного движения : Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛ Ы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
7. Типичные опасные дорожные ситуации : Учебное пособие для преподавателей. – М. : Изд-во при НИИ труда, 1989.
8. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008