Светлана Таенкова
Формирование мотивации речевой активности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование мотивации речевой активности» у детей группы риска, по направлению недостаточная речевая активность, недостаточное развитие фонематического слуха и речевой мотивации».
Форма : непосредственное взаимодействие.
Ход
Публикация «Формирование мотивации речевой активности» размещена в разделах
Педагог-психолог: Сегодня, я хочу поделиться с вами своим опытом работы по направлению развитие связной речи и речевой мотивации. В этой работе с детьми группы риска, я выделяю именно слабую мотивацию на произношение слов, фраз, предложений.
Дело в том, что многие дети «речевики» – это нарушение фонематического слуха, леность, так как речь изначально это трудный процесс, требующий тренировки. Кому-то даётся легко, а кому-то с трудом.
Приблизительно 10-15% «логопедических детей» - это просто молчуны, которые не говорят, потому что спокойные, интроверты.
Цель работы: Формирование мотивации речевой активности через базовые потребности и развитие фонематического слуха через усиление концентрации внимания на правильном произношении слов.
Задачи работы:
- создать условия для формирования и развития мотивации к произношению слов, фраз, предложений.
- способствовать развитию мотивации через стандартные потребности.
- создать условие для формирования и развития фонематического слуха.
- способствовать правильному произношению слов.
Педагог- психолог: каждый из вас в своей практике сталкивается с тем, что у ребенка нет диагнозов и нет неврологических статусов, но он по какой-то причине не говорит или произносит только звуки. Конечно, для начала родителям необходимо порекомендовать полностью обследовать ребенка (невролог, сурдолог, логопед, но если нет показаний, то бывает так, что ребенку просто удобно и его все устраивает. Мама его понимает, и папа понимает, он получает все, что-то ему нужно, при помощи произношение только лишь звуков. С такими детьми «группы риска» есть необходимость проводить работу по формированию и развитию речевой мотивации и фонематического слуха.
Для начала полная психодиагностика, затем консультация для педагога- воспитателя и родителя. У каждого из нас будут задачи и четкое понимание, что нужно делать.
Как воспитателю проводить работу с ребенком в этом направлении?
Мастер-класс для отработки навыков в этом направлении с приглашенными педагогами-психологами, воспитателями.
Воспитатель: например, если ребенок вместо слов, использует звуки.
- Я буду рада, если вы будете не только произносить, но и активно показывать.
Вопрос в зал!
- Какие звуки произносит ребенок, который не хочет говорить?
(Ответы из зала)
- Как Вы думаете, какие жесты и какие действия он использует?
(Ответы из зала)
- какие еще есть подсказки, для того чтобы взять желаемый предмет? (физическая и моделирующая) – эту подсказку часто используют дети, которые не говорят совсем.
Давайте мы с вами поиграем?
Орг. момент: Сзади выставляются игрушки.
Воспитатель: я предлагаю вам всем, не на долго превратиться в таких детей, которые используют все эти уловки для того, чтобы не стараться произносить слова.
Задание для группы участников. (можно не приглашать всех, а пригласить только 3-4 участника)
Закройте глаза, представьте себя ребенком 3-4 лет. Который не разговаривает, а использует звуки.
- попробуйте при помощи звуков попросить желаемый предмет.
(Дети просят при помощи звуков)
- а сейчас используйте указательные жесты (глазами, указательным пальцем, рукой и т. д.)
(Дети-педагоги, просят при помощи указательных жестов)
- а теперь используйте физические, моделирующие подсказки (подойти и потянуть за одежду, показать направление движения своим примером)
- какие еще уловки вызнаете?
(Психологи и педагоги делятся опытом)
Беседа с залом: В таких ситуациях, педагог помогает ребенку получить желаемый предмет:
Например, обращение к ребенку: - что ты хочешь? Ответ ребенка (жест, звук, глаза и. т. д.).
Воспитатель: – это называется пирамида, повтори за мной: пи (пи)-ра (ра)-ми (ми)-да (да, пирамида (пирамида)– важно чтобы сохранилась слоговая структура слова. И тогда наградой станет эта пирамида и эмоциональное поощрение похвала.
Бывает так, что ребенок боится, неудачного опыта, говорит тихо или не внятно, то для начала достаточно того, что он издает звуки или шевелит губами.
Важно отметить, что такие дети часто сидят на стульчике или на поласе и просто наблюдают, зачастую манипулируют игрушкой, но не используют речь в игре.
Важно: детки, у которых слаборазвита активная речь, в коммуникативной манипуляции со сверстниками используют в качестве коммуникативной модели (кулаки, щипается, кусается, толкается, это все можно объяснить тем, что он не знает: как попросить игрушку, предложить поиграть совместно в эту игрушку, попросить отойти, для того, чтобы пройти мимо и т. д.