Татьяна Горбачева
Программа по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей 4–6 лет на тему: «Пластилиновый мир».
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей 4–6 лет на тему
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский
[b Актуальность.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит ведущая роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных социально-бытовых и учебных действий. Именно изобразительная деятельность способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. В лепке основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Пластилинография способствует развитию внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. В процессе занятий по пластилинографи у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными.
Публикация «Программа по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей 4–6 лет на тему: „Пластилиновый мир“,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, то можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.
Содержание программы.
Цель: развитие мелкой моторики рук, творческих и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Условия реализации программы: занятия проводятся в течение учебного года 1 раза в неделю, во второй половине дня, целиком проходят в форме игры: игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Длительность работы детей 4 - 5 лет – 15 - 20 минут, детей 5 – 6 лет – 25 – 30 минут. К каждому занятию подбираются физминутки, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Новизна и инновационная значимость программы состоит в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, во взаимодействии с семьей, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Методики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук:
1. «Срисовывание картинки» (по методике Н. И. Гуткиной).
2. «Дорожки» (по методике Л. А. Венгера).
Перспектива развития программы:
1. Осуществление целенаправленной, систематической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Обновление предметно-развивающей среды.
3. Внедрение инновационных технологий по ИЗОдеятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
*Дети реализуют познавательную активность.
* В игровой форме обогащают свой словарь.
* Знакомятся с художественными произведениями: стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей закрепляются элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* У детей воспитывается тактильная и термическая чувствительность пальцев.
* Но главное значение занятий по пластилинографии в том, что у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Перспективно-тематический план
занятий по пластилинографии
с детьми 4 – 5 лет
Неделя Тема Цель
Сентябрь
1-я
«Волшебный пластилин»
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. Диагностика ручной умелости детей. Диагностика ручной умелости детей.
2-я
«Грибы - грибочки выросли в лесочке»
Формировать у детей интерес к окружающему миру; продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, воспитывать самостоятельность в выборе цвета и материала. Развивать мелкую моторику пальцев. Диагностика ручной умелости детей.
3-я
«Осень, осень, в гости просим!»
Учить детей приёму «размазывания» (в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
4-я
«Осенние листочки по ветру летят…»
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира; учить детей замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру.
Октябрь
1-я
«Поспели яблоки в саду»
Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый; познакомить детей с приемом пластилинографии – вливание одного цвета в другой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать изображение фруктового дерева.
2-я
«Колобок»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывание и сплющивание).
3-я
«Улитка»
Познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски; развивать инициативу, творческие проявления при оформлении работы.
4-я
«Соберем овощи в корзинку»
Учить детей создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет. Развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
1-я
«Цветы небывалой красоты»
Совершенствовать технические и изобразительные навыки. Закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет. Развивать согласованность в работе обеих рук.
2-я
«Орешки для белочки»
Расширять и уточнять представление детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их между пальцами в катышки, располагать их на корзиночке. Учить детей приёму надавливания.
3-я
«Кактус в горшочке»
Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования пластилином и конструирования. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать у детей согласованность в работе обеих рук.
4-я
«Клубочки для котят»
Формировать у детей интерес к окружающим предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, катать длинную колбаску и сворачивать в спирали. Развивать мелкую моторику рук.
Декабрь
1-я
«Снегопад»
Расширять представление детей о зиме. Формировать интерес к зимним явлениям природы (снегопад, учить детей изображать их посредством приемов пластилинографии.
2-я
«Зимняя картина»
Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине. Развивать мелкую моторику рук.
3-я
«Новогодняя открытка»
Учить детей создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, мелкую моторику рук.
4-я
«В лесу родилась елочка…»
Развивать умение детей создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка). Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
Январь
1-я
«Украсим елочку шарами»
Расширять знания детей о традициях новогоднего праздника. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывание, раскатывание).
2-я
«Снежинки – холодинки»
Формировать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Закреплять прием раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрять самостоятельность, оригинальность в создании снежинок из пластилина.
3-я
«Украсим кукле платье»
Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев.
4-я
«Снеговичок»
Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.
Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук.
Февраль
1-я
«Покормим воробушков зернышками»
Расширять знания детей о птицах, уточнить представления о внешнем виде воробья. Вызвать у детей желание покормить птиц зимой. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином.
2-я
«Любимая игрушка»
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
3-я
«Петушок - золотой гребешок»
Развивать у детей навык работы с пластилином, творческие способности; продолжать учить детей раскрашивать с помощью пластилина на силуэтах.
4-я
«Золотая рыбка»
Продолжать учить детей раскрашивать с помощью пластилина на силуэтах, доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.
Март
1-я
«Букет для мамы»
Расширять кругозор детей о празднике мам и бабушек. Развивать мелкую моторику рук, упражнять детей в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.
2-я
«Веточка мимозы»
Формировать у детей интерес к окружающему миру, представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать их между пальцами и прикреплять на прорисованные контуры веточки мимозы.
3-я
«Бусы для мамы»
Продолжать формировать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии. Воспитывать у детей доброту, желание заботиться о близких людях.
4-я
«Весна идет, весне – дорогу!»
Формировать у детей интерес к весенней природе. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать у детей мелкую моторику рук.
Апрель
1-я
«Бежит кораблик по волнам»
Закреплять умение детей способом размазывания создавать горизонтальные волнистые линии. Развивать мелкую моторику рук.
2-я
«У солнышка в гостях» (по сказке К. Чуковского «Краденое солнце»)
Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять у детей умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Продолжать развивать у детей мелкую моторику рук, детское творчество.
3-я
«Тучка слезки проливает»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура, развивать эстетический вкус при оформлении работы.
4-я
«Гусеница»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывание, раскатывание и сплющивание).
Май
1-я
«Божья коровка»
Продолжать совершенствовать у детей навыки работы с пластилином. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином.
2-я
«Цветные зонтики кругом раскрылись под дождем…»
Формировать у детей интерес к весенним явлениям. Учить детей достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать у детей активную работу пальцев рук посредством приемов пластилинографии.
3-я
«Вот что я умею…» (самостоятельная работа детей)
Развивать у детей умение самостоятельно задумывать сюжет картины, уметь доводить начатое дело до конца. Закреплять умение детей оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
4-я
Диагностика
Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей, выявить динамику ее развития.
Перспективно-тематический план
занятий по пластилинографии
с детьми 5 – 6 лет
Неделя Тема Цель
Сентябрь
1-я
Диагностика ручной умелости детей
Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей на начало учебного года, выявить динамику ее развития.
2-я
«Кленовый лист»
Формировать у детей интерес к окружающему миру. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывания).
3-я
«Мухомор»
Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые). Учить детей лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки. Продолжать развивать мелкую моторику рук, глазомер. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.
4-я
«Пластилиновый салат»
Учить детей передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов. Закреплять умение детей классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность.
Октябрь
1-я
«Лепим ягоды»
Учить детей использовать контурный рисунок как основу изображения. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать изображение ягодного дерева, ягод.
2-я
«Вот поезд наш едет, колеса стучат…»
Развивать практические умения и навыки детей при создании коллективной работы посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывание и сплющивание).
3-я
«Лепим сказку»
Учить детей создавать лепную картину. Закрепить с детьми свойства пластилина: мягкий, податливый; развивать мелкую моторику рук, творческие проявления при оформлении работы.
4-я
«Воздушные шары»
Учить детей приему размазывания пластилина по изображению круглой и овальной формы, не выходя за контур. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет пластилина. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Ноябрь
1-я
«Есть колеса и есть шины,
у игрушечной машины…»
Расширять и уточнять знания детей о транспорте. Продолжать учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет.
2-я
«Бабочки»
Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения, нанося рисунок на крыльях симметрично. Развивать у детей любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.
3-я
«Сорока-воровка»
Учить детей раскатывать шарики из пластилина и нанизывать их на проволоку. Развивать у детей согласованность движений в работе обеих рук. Продолжать осваивать с детьми навыки работы с пластилином; развивать творческие способности детей.
4-я
«Шубка для зайчика»
Учить детей способом размазывания видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку заменять зимней. Использовать в работе стеку для создания выразительного образа зайца. Развивать у детей согласованность в работе обеих рук.
Декабрь
1-я
«Зимушка - зима»
Расширять представления детей о зиме, закрепить знания детей о зимних признаках. Формировать интереса детей к зимним явлениям, учить детей изображать их посредством пластилинографии.
2-я
«Заборчик»
Учить детей лепить заборчик. Закреплять умение скатывать «колбаски» прямыми движениями между ладонями. Закреплять умение детей работать пластилином по горизонтальной поверхности, красиво в вертикальном положении располагать «колбаски».
3-я
«Осьминог»
Познакомить детей с представителями морского дна, рассказывать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Формировать у детей умение придумывать композицию, используя различные приемы работы с пластилином.
4-я
«Новогодняя открытка»
Учить детей использовать в своей работе приемы размазывания и вдавливания. Развивать творческое воображение детей при создании новогодней открытки. Совершенствовать технические и изобразительные навыки детей, закреплять умение работать по контуру, развивать координацию в системе «глаз-рука», продолжать развивать детское творчество.
Январь
1-я
«Елочка – красавица, всем ребятам нравится…»
Расширять знания детей о традициях новогоднего праздника. Развивать у детей мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывание, раскатывание).
2-я
«Снегурочка»
Развивать у детей образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
3-я
«Узоры на окнах»
Учить детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки. Закреплять приём - размазывания. Обогащать словарь детей словами: мороз, снежинки, звездочки, узор. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
4-я
«Зимние забавы»
Учить детей лепить снеговика, используя технические приёмы пластинографии, соблюдать размеры снежных комочков. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук.
Февраль
1-я
«Зимний лес»
Учить детей приему размазывания из столбика. Закрепить с детьми прием прямого раскатывания. Развивать у детей согласованность в работе обеих рук. Воспитывать у детей желание доводить начатое дело до конца.
2-я
«Шубка для зайчика»
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. Развивать у детей мелкую моторику рук.
3-я
«Золотые подсолнухи»
Учить детей способам размазывания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха "семечками", не выходя за контур. Продолжать развивать творческие способности детей. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
4-я
«Гусеница на листочке»
Учить детей прикреплять готовую форму по поверхности основы силуэта в определённой последовательности (друг за другом). Закреплять умение детей расплющивать диск на основе силуэта. Развивать у детей согласованность движений в работе обеих рук.
Март
1-я
«Разноцветная ваза»
Расширять и уточнять знания детей о празднике 8 марта. Развивать мелкую моторику рук, упражнять детей в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии. Воспитывать у детей желание заботиться о близких людях.
2-я
«Цветик - семицветик»
Учить детей создавать красивый образ цветка. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику рук. Приучать детей доводить начатую работу до конца.
3-я
«Украсим юрту к празднику»
Формировать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии. Развивать у детей мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитывать у детей интерес к традициям казахского народа.
4-я
«Почки распускаются, ручейки шумят…»
Расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Развивать у детей интерес к весенним явлениям природы. Закреплять у детей умение и навык работы с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.
Апрель
1-я
«Перелетные и зимующие птицы»
Учить детей выкладывать по контуру силуэт птицы пластилиновыми жгутиками. Продолжать учить детей осваивать навык работы с пластилином; развивать творческие способности детей; развивать мелкую моторику рук.
2-я
«Подснежник»
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, закреплять знания детей о характерных признаках весны. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином, продолжать развивать у детей мелкую моторику рук, детское творчество.
3-я
«Утка с утятами в пруду»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закреплять умение детей работать по контуру.
4-я
«Божья коровка на ромашке»
Формировать у детей нтерес к окружающему миру. Развивать у детей практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывание, раскатывание и сплющивание).
Май
1-я
«Полевые цветы»
Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения - рисование пластилином. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.
2-я
«Одуванчики цветы – словно солнышко желты»»
Учить детей достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать у детей активную работу пальцев рук посредством приемов пластилинографии.
3-я
«Радужное настроение»
Учить детей раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. Закреплять умение детей определять способы и приемы лепки, правильно подбирать цвета и оттенки. Воспитывать у детей художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативу.
4-я
Диагностика
Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей, выявить динамику ее развития.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Динамика развития мелкой моторики рук у детей позволяет утверждать о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии, способствует развитию творческих способностей и развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы с пластилином, повысился интерес детей к работе с пластилином, дети проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн», Пластилинография. 2008.
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн-2», Поделки из бросового материала. 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007.
5. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет / Е. Плутаева. П. Лосев, Д. Вавилова. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3.
6. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание - 2005. - № 1.
7. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
8. Е. А. Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009.
9. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2005 г.
10. Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.