Шерстнева Ирина
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Умение поддерживать свое здоровье
▼ Скачать + Заказать документы
И. С. Шерстнева, воспитатель старшей группы детский сад «Золотая рыбка» г. Гудаута
___
Одной из главных задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Эта задача получила отражение в нормативно – правовых документах. Это «Конвенция о правах ребенка»; закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; указы Президента России: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья» [1,3]. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие» занимает большое место в воспитательно-образовательном процессе и направлено на решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников начальных классов уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми [5,5]. Такое положение в состоянии здоровья детей - следствие не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и результат серьезных недостатков воспитательно-образовательной работы. А ведь именно взрослые – педагоги, родители должны сформировать у детей знания, навыки здорового образа жизни, способствовать воспитанию потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Публикация «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, Умение поддерживать свое здоровье» размещена в разделах
К тому же надо помнить о том, что чем раньше начата работа по формированию и развитию у детей какого – либо качества, в том числе и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, тем она успешнее.
Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «Это когда ничего не болит» - кажущая, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В Большой медицинской энциклопедии «Здоровье" трактуется как состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Н. А. Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В. П. Казначеев трактует здоровье как «Процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной при максимальной продолжительности жизни». И. И. Брехман определяет здоровье как «Способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественный и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [4,7].
Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья :
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психологическое здоровье - состояние психологической сферы.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Признаками здоровья по утверждению кандидата биологических наук С. В. Попова является специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию подтверждающих факторов; показатели роста и развития; функциональные состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
От чего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, т. е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [5,20].
По современным представлениям, в понятие Здоровый Образ Жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание;
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- положительные эмоции [4,15].
Нужно отметить, что, к сожалению, сложившая система дошкольного и школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей думают, что нерациональное питание, малоподвижный образ жизни приводит к различным болезням, что важно заниматься спортом, закаливанием, но, к сожалению, мало кто следует полезным советам, поэтому первоочередной задачей на наш взгляд, является задача развития у детей мотивации к здоровому образу жизни.
Чтобы дети овладели элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, важно организовать работу с детьми так, чтобы все советы и рекомендации взрослых они выполняли не потому, что это «надо» и «полезно», а потому что им это нравится. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильных действий соответствуют потребностям растущего организма.
Очень интересные оздоровительные игры и упражнения для дошкольников предложены А. С. Галановым в книге «Игры, которые лечат». Они способствуют тренировке дыхательной системы, профилактике нарушений осанки, укреплению нервной системы и могут быть использованы в работе педагогов с детьми младшего школьного возраста в качестве физкультминуток. Например, для профилактики нарушений осанки можно использовать упражнение «Восточный официант», которое направленно на развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника. Учитель предлагает детям представить, как на Востоке переносят грузы на голове и показывает. Ученик должен выпрямиться, принять правильную осанку, положить книгу на голову и пройти вперед. Учитель должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После этого следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными [2,46]. А например, для тренировки дыхательной системы можно использовать упражнение «Кто самый громкий?», которое тренирует носовое дыхание, смыкание губ. Учитель показывает ученикам: выпрямите спину, губы сомкните, указательный палец левой руки положите на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт, и произносить (выдыхать) «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выходе с произнесением «ммм» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук «ммм» правильно и громче всех, объявляется самым громким [2,14].
Очень интересные идеи изложены в программе развитие двигательной активности и оздоровительной работы с детьми доктором психологических наук В. Г. Кудрявцевым. В книге «Развивающая педагогика оздоровления» В. Г. Кудрявцев и Б. Б. Егоров убедительно обосновали развивающую педагогику оздоровления. Авторы предлагают варианты заданий, упражнений, игр для развития основных движений, для формирование правильной осанки, на развитие мелкой моторики, для снижения напряжения и усталости, комплексы дыхательной гимнастики. Представлены различные приемы, которые по нашему мнению могут быть успешно использоваться в работе с младшими школьниками и будут им интересны. Так, например, прием «Точечного массажа». Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто на много эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействие на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой вместе расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Приемы «Точечного массажа» очень легко освоить взрослым и затем научить им детей. Выполнять их надо по порядку, массируя точку за точкой (Подробнее о данном приеме можно познакомиться в выше указанной книге) [3,177].
На наш взгляд будет интересна и книга А. Перепелкиной «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Данное пособие содержит подробные разработки классных часов, уроков здоровья из опыта работы педагогов по воспитанию здорового образа жизни у младших школьников. Предложены подвижные игры для организации перемен и прогулок, различные комплексы упражнений для проведения физических пауз, разработаны родительские собрания, которые помогают вовлечь всех участников образовательного процесса : психологов, медицинских работников, учителей физкультуры, детей и их родителей в процесс укрепления и сбережения здоровья обучающихся.
Таким образом, учет различных подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые условия в детском саду и дома, для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Методов и приемов для этого не мало. Главное, чтобы каждый педагог осознал значимость данной проблемы. Смог заинтересовать детей и помог им найти способы оздоровления своего организма.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Т. М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет. Практическое пособие. – 2012.
2. Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 6 до 7 лет). – М., 2009.
3. Кудрявцев В. Т., Б. Б. Егоров Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие. – М., 2000.
4. Клепинина З. А., Клепинина Е. В. как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье : Материалы для занятий с детьми младшего школьного возраста. – М., 2010.
5. Попов С. В. Валеология в школе и дома. – СПб., 1997.