Залукаева Ольга Владимировна
Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование коррекционно-логопедической
компетентности родителей»
Рассмотрим конкретные способы, приемы и формы, позволяющие учителю-логопеду заинтересовать родителей, приобщить их к коррекционно-развивающему процессу, сформировать логопедическую компетентность семьи.
Публикация «Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей» размещена в разделах
В настоящее время многие родители слишком заняты своими семейными проблемами. Следствием такого поведения взрослых является снижение качества общения родителей и ребенка, что может послужить причиной проявления у детей общего недоразвития речи.
Коррекционно-воспитательное взаимодействие со стороны общеобразовательного учреждения и родителей, многие из которых чаще всего не имеют никаких представлений о том, как помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, очень актуально. Не все родители способны грамотно, осознанно выполнять возложенные на них функции.
Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности и социализация.
В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей были выделены 4 компонента :
-мотивационно-целевой - постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению нарушений речи;
-когнитивный - обучение теоретическим знаниям о специфики нарушения речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению этих нарушений, и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
-деятельностный- организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
-оценочный- способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.
Учителю-логопеду необходимо создать условия для осознания родителями ответственности за процесс коррекции речевого дефекта у ребенка, они должны постоянно обогащать свои знания и умения, повышать логопедическую грамотность и компетентность.
В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят :
- тест-опросник, выясняющий родительское отношение к имеющимся нарушениям и желание родителей участвовать в их коррекции;
- анкетирование родителей, по выяснению ожидаемых результатов логопедической коррекционной работы, а так же характер семейных взаимоотношений влияющих на речевое развитие ребенка.
-беседа с родителями, получение сведений о ходе раннего речевого развития ребенка и трудностей в овладении им речью.
-ознакомление родителей с логопедической диагностикой на момент обследования.
На основе выявленных компонентов были выделены критерии оценки уровня коррекционно- логопедической компетентности родителей :
1. Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи.
2. Наличие внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса.
3. Наличие минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка.
4. Понимание основных терминов, которые использует логопед в общении с родителями.
5. Стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
6. Способность вызвать интерес ребенка к занятию.
7. Умение оценить эффективность своей работы.
В соответствии с выделенными критериями были определены 4 уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Высокий уровень.
Четкое понимание целей и задач логопедической работы по устранению нарушений речи. Сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Достаточное представление о норм ходе речевого развития ребенка, понимание логопедических терминов, а так же желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Способность вызвать интерес ребенка к занятию и проконтролировать результативность совместной работы. Владение основными приемами, упражнениями для проведения логопедических игр и занятий в домашних условиях.
Уровень выше среднего.
Неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Способность создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений.
Средний уровень.
Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным свое содействие процессу преодоления нарушений речи. Слабо ориентируются в логопедической терминологии. При самостоятельных занятиях с ребенком раздражительны, невнимательны, пассивны, признают нецелесообразностью своего отношения, и как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.
Низкий уровень.
Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего содействия. Полное непонимание логопедической работы. Непонимание логопедической терминологии, а так же правил организации и проведения домашних занятий. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.
С целью эффективного формирования компетентности родителей необходимо четко определить задачи взаимодействия:
1) приобщить родителей к самой коррекционно-воспитательной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
2) помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, четко разъяснить суть дефекта и способы его коррекции;
3) убедить в успешности освоения ребенком определенных знаний и умений (создать успешный образ ребенка);
4) правильная организация общего речевого режима дома:
· нормализация взаимоотношений дома (доброжелательная, спокойная обстановка, отсутствие конфликтов);
· правильная организация домашнего режима (выделение специального времени на выполнение заданий, упражнений учителя-логопеда, соблюдений всех рекомендаций);
5) правильная организация специального речевого режима дома:
· спокойная, неторопливая речь родителей;
· совместное произношение слов и фраз, отраженное произношение;
· чтение стишков, прибауток, считалок и т. д. ;
· дыхательная и артикуляционная гимнастика в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Наиболее перспективными формами работы учителя-логопеда и семьи, направленные на развитие их коррекционно-логопедической компетентности, являются:
1) «Дни открытых дверей» — проводятся 2-3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов;
2) «Консультации и семинары» — учителю-дефектологу важно построить их так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения проблем;
3) «Библиотека для родителей» — создается для сбора популярной педагогической и психологической литература, помогающей повысить уровень компетентности родителей по вопросам детской психологии, педагогики и логопедии;
4) «Видеотека» — содержит видеозаписи занятий, праздников, развлечений. Родители могут просмотреть занятие самостоятельно, задав вопросы специалистам;
5) «Речевые праздники» — максимальное участие детей и родителей в праздниках, тематика которых охватывает разные стороны речевого развития.