елена осипова
Формирование коммуникативных способностей детей посредством вовлечения их в театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. д.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей детей посредством вовлечения их в театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование основ безопасности.
Одним из средств решения этих задач, является театрализованная деятельность.
Итак, первая задача усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Эту задачу можно реализовывать, используя театрализованную деятельность, и конкретно инсценированием русских народных сказок.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Театрализованная деятельность помогает развивать и строить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
В ходе работы над постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечаниям сверстников и взрослых, делать свои выводы. В ходе выступлений дети согласовывают свои действия и желания, поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или стеснения, страха. И как важно, когда преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель, чувствуют поддержку и одобрение друг друга.
Порой взрослому и умному человеку бывает нелегко выйти и выступить перед слушателями, донести до них свои знания и мысли. В своей роли, в выступлении ребенок осознает свою значимость, ответственность. Ему самостоятельно приходиться регулировать свои действия, принимать решения, проявлять инициативу, воображение, проявлять находчивость. Он учится справляться со своими комплексами, стеснениями, зажатостью. Любая роль требует достоверного и точного знания текста, ребенок берет на себя ответственность выучить и запомнить роль. Это требует от него не только концентрации внимания, памяти, но и приложения усилий над собой. Развивает сосредоточенность, чувство самостоятельности и ответственности.
Зачастую, мы не придаем значения переживаниям детей, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. А ребенок остается один на один со своими эмоциями и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем. Надо научить ребенка основам сложного искусства управления эмоциями, научить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимы, соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием, какие чувства вызывают те или иные поступки, и как настроение может влиять на поведение человека. Научить давать определение каждому чувству. Дать понять, что чувства не могут быть плохими или хорошими. Человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство, страх, гордость и неуверенность. Объяснить, что плохими могут быть поступки, не чувства. Важно показать ребенку, что человек и природа едины, научить видеть эту взаимосвязь, правильно понимать состояние другого человека, любить и бережно относиться ко всему живому.
Еще одна очень важная задача – развитие интеллекта детей. Чтение художественной литературы – одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании. «Кто много читает, тот много знает».
Театрализованная деятельность дает огромную возможность знакомиться с произведениями разных писателей, поэтов. Не только отечественных, но и зарубежных. Здесь с детства мы имеем возможность закладывать любовь к театру. Сначала к своему «маленькому», а затем к настоящему «взрослому». И можно быть уверенными в том, что это увлечение в будущем перерастет в любовь к отечественной и зарубежной классики. Наши дети вырастут, станут умными, интересными, думающими и интеллигентными людьми.
Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности дети учатся импровизировать, придумывают свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.
Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.