Коледина Наталья Юрьевна
Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности
Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность
Введение
На основании федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. с изменениями от 13.07.2015 г. «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются :
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
Публикация «Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги всё более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, речь; закладываются предпосылки для развития словесно – логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов. Сегодня дошкольные организации стремятся обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дорогах и улицах. По безопасному поведению на улицах города в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт - это методические разработки и педагогические технологии Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой,О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др.
Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Под профилактикой ДДТТ - понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Работа по профилактике ДДТТ в детском саду с. Кашары проводится в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.
ЦЕЛЬ: формирование у воспитанников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах посёлка (города).
Задачи:
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице через игровую деятельность;
формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Решение поставленных задач и цели осуществляется с помощью комплекса методов исследования:
теоретического анализа;
обобщения психолого-педагогической и методической литературы;
Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, в игре ребёнок вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Игра обогащает личный опыт ребёнка, является инструментом творческого самовыражения, развивает память, мышление, формирует силу воли – учит и воспитывает дошкольника. Содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности.
При формировании у дошкольников безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность были определены следующие принципы:
Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированный подход – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Таким образом, через игровую деятельность у детей формируются следующие знания и умения:
Дети знают, могут узнавать и называть разные виды транспорта;
Имеют представление о дороге, умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину и знают их назначение;
Знают сигналы светофора и их значение;
Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.
В процессе воспитания и обучения детей по профилактике ДДТТ учитывается следующее:
важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
во время обучения не ограничиваемся словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми организовываем экскурсии к дороге,
проводим наблюдения за реальной дорожной обстановкой;
занятия проводятся не только по графику и плану, а используем каждую возможность в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила дорожного движения.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Предметно-развивающая среда по профилактике ДДТТ
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения в МДОУ создана предметно-развивающая среда по ПДД.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Предметно-развивающая среда в ДОУ по профилактике ДДТТ
Предметно-развивающая среда в МДОУ по обучению детей Правилам дорожного движения способствует познавательному развитию ребенка, установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Условия для самостоятельной деятельности :
В группе создан игровой уголок по правилам дорожного движения
В игровой уголок по правилам дорожного движения входят :
Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков, «Зебра».
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины, кепка ДПС.
4. Дидактические игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…» и др.
5. Книжки-самоделки.
6. Картотеки подвижных игр; сюжетно-ролевых игр; словесных игр. дидактических игр; игр с макетом и других игр по правилам дорожного движения.
7. Книжки-раскраски, трафареты машин.
8. Альбомы «Транспорт», «Специальные машины», «Ситуации на дороге» и др.
9. Плакаты.
10. Художественная литература по данной теме.
В групе изготовлены руками взрослых макеты улиц, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов. Дети не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют значения дорожных знаков, знания правил поведения культурного пешехода и водителя, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда в групе (приложение 4) соответствует ФГОС, позволяет проводить разнообразные формы работы с детьми, обеспечивает разные виды деятельности ребёнка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Формы работы с детьми по профилактике ДДТТ
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного по-
ведения на улице, используемые в нашем детском саду:
1. Игровая деятельность
подвижные игры;
дидактические игры;
настольно-печатные игры;
сюжетно-ролевые игры;
игры-драматизации и театрализованные игры;
игры с макетом.
2. Непосредственно образовательная деятельность
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике ДДТТ отведена часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) по любому разделу программы. НОД или занятие организуется в форме занятие - игра, занятие-путешествие, на которых педагоги используют различные методы:
рассматривание картин и иллюстраций;
составление описательных рассказов по картине;
составление рассказов из личного опыта;
разучивание стихотворений;
разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. ;
решение проблемных задач и ситуаций;
слушание аудиозаписей песенок, сказок;
просмотр мультфильмов, слайдов.
По продуктивным видам деятельности выполняются индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках - раскрасках.
В конструктивной деятельности воспитатели предлагают детям строительный
материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений созда-
ны условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и
представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:
«Что такое улица?», «Для чего нужны машины» (младший дошкольный возраст).
«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?», «Правила пешеходов» (средний дошкольный возраст).
Для детей старшего дошкольного возраста :
«Правила пешеходов»; «Где и как переходить улицу».
«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?».
«Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?».
«Для кого предназначены дорожные знаки?.»
«Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т. д.
Игровые проекты : «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Азбука пешехода».
В рамках художественно-изобразительной деятельности организованы :
конкурсы рисунков;
выставки моделей, макетов;
изготовление атрибутов к играм.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся :
вечера загадок;
викторины;
конкурсы стихов и рассказов;
развлечения, праздники;
спектакли, театрализованные постановки.
Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Таким образом, разнообразные формы работы с детьми по профилактике ДДТТ, в том числе и в игре, позволяют сформировать у детей первоначальные знаний о правилах безопасного поведения на улице; сформировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятия окружающей обстановки. Ребёнок учится не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; развивают у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Взаимодействие с родителями воспитанников
В целом, работа нашего дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями.
Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного трав-
матизма:
1. Привлечение внимания родительской общественности к существующей
проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
выработка плана совместных действий;
пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного
движения средствами наглядной информации : плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;
повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного
движения культуры поведения на улице;
активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;
ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями
восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;
информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к
правилам дорожного движения и их выполнения;
активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного
учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;
приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей
среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-
транспортного травматизма в районе, городе, крае;
выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осо-
знании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуа-
ций по правилам дорожного движения, с приглашением работников полиции,
ГИБДД, медиков.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы поселка -
территория безопасности для детей».
4. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ДДТТ).
5. КВН с участием родителей
6. Мастер – класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
7. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный
путь в детский сад».
8. Консультации:
«Безопасность детей – забота взрослых»;
«Вы, ребёнок и автомобиль»;
«Правила дорожного движения – знать каждому положено».
11. Издательство листовок, памяток, буклетов под рубрикой «Правила дорожные - всем нам знать положено».
12. Родительские собрания
13. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!», «Красный, желтый, зелёный».
14. Выпуск газеты «Школа дорожных наук»
Таким образом, понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах посёлка, мы, педагоги, можем предположить, что полученные знания пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшем и, сохранят не только здоровье им, но и жизнь