Лучший педагог года

Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Захарова Ольга Борисовна
Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ детский сад № 19

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Воспитатель

Захарова Ольга Борисовна

2018 год

Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Специфика детского изобразительного творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского изобразительного творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Рисуя, ребёнок дошкольного возраста создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Публикация «Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание творческой активности детей является одной из первостепенных целей в деятельности каждого педагога, который должен дать каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры, научить его самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение и применять полученные знания в учении. При этом деятельность педагога должна быть, в первую очередь, ориентирована на личность ребёнка.

Целью дошкольного обучения и воспитания детей является формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение воспитания и обучения происходит в личностно значимой для детей совместной с педагогом продуктивной деятельности, опирающейся на активную позицию обоих субъектов педагогического процесса, на их сотрудничество и готовность к самореализации и развитию.

Для успешного дальнейшего обучения в школе необходимы определенные качества личности (настойчивость, целеустремленность, самоорганизация, стремление и др., уже формирующиеся в процессе дошкольного воспитания. Для успешного умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения, такие как рассуждение, сопоставление, анализ, умение давать ценностную оценку явлениям и событиям, формирующиеся в процессе обучения.

Творческая активность детей может проявиться только в творческой деятельности в процессе обучения. Обучение дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т. п., организуемых как в школьных, так и дошкольных учреждениях связано с развитием мышления, с эмоциями и другими сферами личности. Процесс обучения способствует формированию творческой самореализации и включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. В рамках занятий есть возможность использовать творческие задания, требующие от ребенка самостоятельной работы. Внешние предпосылки развития творческой активности в значительной мере определяются той предметной средой, в которой осуществляется деятельность ребенка. Потребность ребенка в самовыражении воплощается в непосредственный мотив творческой деятельности. А это, в свою очередь, напрямую связано с наличием установки, которая в значительной степени складывается в ходе взаимодействия со средой, то есть, внутренние возбудители творческой активности могут формироваться только в неразрывной связи с внешним. Таким образом, лишенная открытого дидактизма, предметно-пространственная среда влияет на мотивационный компонент творческой активности дошкольника.

Проблема воспитания творческой активности детей решается на основе особого понимания отношения личности и среды. Бытие и становление личности не являются противоположными, роль среды состоит в том, чтобы позволить помочь ребенку актуализировать его собственный потенциал. Поэтому в процессе проектирования предметно-пространственной среды мы старались учитывать следующие педагогические условия, стимулирующие творческую активность дошкольника:

а) физические условия - педагогически обоснованную организацию предметно-пространственного окружения ребенка:

- предметно-пространственную обогащенность окружающей среды;

- возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности;

- обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.

б) социально-эмоциональные условия - создание воспитателем у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых:

- отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы дошкольника;

- организация жизни и деятельности дошкольника таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от ребенка творческих решений;

- демонстрация самими взрослыми разнообразных творческих проявлений и способов деятельности.

в) психологические условия, в которых у ребенка формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счет поддержки воспитателем его творческих начинаний:

- поощрение различных форм творческого продукта;

- стимулирование включения в творческую деятельность;

- воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.

г) интеллектуальные условия - поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих к «эвристическому» типу мышления:

- ориентация ребенка на творческое решение проблемы;

- развитие основных логических операций;

- возможность различных решений предложенной проблемы.

Данные условия оказывают непосредственное влияние на предложенные компоненты творческой активности - мотивационный, креативный и интеллектуальный, тем самым, формируя высокий уровень творческой инициативы.

Предметно-пространственная среда обладает важнейшей способностью непосредственного и постоянного влияния на детей.

Материальное окружение, организованное с целью предоставления большого пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует его воображение.

Эффективность воспитания творческой активности дошкольника в значительной мере зависит от степени проявления свободы и творческой самореализации личности воспитателя и ребенка, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности предметно-пространственной среды, предписанной установками, инструкциями, положениями, сложившимися стереотипами. Открытость, динамичность, вариативность, в содержании, формах и методах педагогической деятельности, в том числе и по использованию предметно-пространственной организации помещений дошкольного учреждения, приводит к отказу от стандартизации и универсализации воспитательно-образовательного процесса.

Воспитание творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало.

Обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Е. А. Флерина подвергла критике имевшую место «теорию спада» детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями. Е. А. Флерина подчеркивала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения, при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель – во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 20:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Ольга Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД