Захарова Ольга Борисовна
Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад № 19
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель
Захарова Ольга Борисовна
2018 год
Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Специфика детского изобразительного творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского изобразительного творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Рисуя, ребёнок дошкольного возраста создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
Публикация «Формирование изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание творческой активности детей является одной из первостепенных целей в деятельности каждого педагога, который должен дать каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры, научить его самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение и применять полученные знания в учении. При этом деятельность педагога должна быть, в первую очередь, ориентирована на личность ребёнка.
Целью дошкольного обучения и воспитания детей является формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение воспитания и обучения происходит в личностно значимой для детей совместной с педагогом продуктивной деятельности, опирающейся на активную позицию обоих субъектов педагогического процесса, на их сотрудничество и готовность к самореализации и развитию.
Для успешного дальнейшего обучения в школе необходимы определенные качества личности (настойчивость, целеустремленность, самоорганизация, стремление и др., уже формирующиеся в процессе дошкольного воспитания. Для успешного умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения, такие как рассуждение, сопоставление, анализ, умение давать ценностную оценку явлениям и событиям, формирующиеся в процессе обучения.
Творческая активность детей может проявиться только в творческой деятельности в процессе обучения. Обучение дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т. п., организуемых как в школьных, так и дошкольных учреждениях связано с развитием мышления, с эмоциями и другими сферами личности. Процесс обучения способствует формированию творческой самореализации и включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. В рамках занятий есть возможность использовать творческие задания, требующие от ребенка самостоятельной работы. Внешние предпосылки развития творческой активности в значительной мере определяются той предметной средой, в которой осуществляется деятельность ребенка. Потребность ребенка в самовыражении воплощается в непосредственный мотив творческой деятельности. А это, в свою очередь, напрямую связано с наличием установки, которая в значительной степени складывается в ходе взаимодействия со средой, то есть, внутренние возбудители творческой активности могут формироваться только в неразрывной связи с внешним. Таким образом, лишенная открытого дидактизма, предметно-пространственная среда влияет на мотивационный компонент творческой активности дошкольника.
Проблема воспитания творческой активности детей решается на основе особого понимания отношения личности и среды. Бытие и становление личности не являются противоположными, роль среды состоит в том, чтобы позволить помочь ребенку актуализировать его собственный потенциал. Поэтому в процессе проектирования предметно-пространственной среды мы старались учитывать следующие педагогические условия, стимулирующие творческую активность дошкольника:
а) физические условия - педагогически обоснованную организацию предметно-пространственного окружения ребенка:
- предметно-пространственную обогащенность окружающей среды;
- возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности;
- обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.
б) социально-эмоциональные условия - создание воспитателем у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых:
- отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы дошкольника;
- организация жизни и деятельности дошкольника таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от ребенка творческих решений;
- демонстрация самими взрослыми разнообразных творческих проявлений и способов деятельности.
в) психологические условия, в которых у ребенка формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счет поддержки воспитателем его творческих начинаний:
- поощрение различных форм творческого продукта;
- стимулирование включения в творческую деятельность;
- воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.
г) интеллектуальные условия - поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих к «эвристическому» типу мышления:
- ориентация ребенка на творческое решение проблемы;
- развитие основных логических операций;
- возможность различных решений предложенной проблемы.
Данные условия оказывают непосредственное влияние на предложенные компоненты творческой активности - мотивационный, креативный и интеллектуальный, тем самым, формируя высокий уровень творческой инициативы.
Предметно-пространственная среда обладает важнейшей способностью непосредственного и постоянного влияния на детей.
Материальное окружение, организованное с целью предоставления большого пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует его воображение.
Эффективность воспитания творческой активности дошкольника в значительной мере зависит от степени проявления свободы и творческой самореализации личности воспитателя и ребенка, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности предметно-пространственной среды, предписанной установками, инструкциями, положениями, сложившимися стереотипами. Открытость, динамичность, вариативность, в содержании, формах и методах педагогической деятельности, в том числе и по использованию предметно-пространственной организации помещений дошкольного учреждения, приводит к отказу от стандартизации и универсализации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитание творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало.
Обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Е. А. Флерина подвергла критике имевшую место «теорию спада» детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями. Е. А. Флерина подчеркивала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения, при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.
Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель – во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.