Карьева Екатерина Александровна
Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
педагога
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 71»
Севрюковой Ольги
Викторовны
Тема опыта:
«Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания дошкольника»
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения об авторе
Идея опыта
Условия формирования опыта
Теоретическая база опыта
Актуальность и перспективность опыта
Новизна опыта
Адресность опыта
Публикация «Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания дошкольника» размещена в разделах
Трудоемкость опыта
Приложение (результативность опыта)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
1. Ф. И. О. Севрюкова Ольга Викторовна
Образование: среднее-специальное
– образовательное учреждение педагогическое училище №2
- год окончания 1984 г.
- специальность по диплому :воспитатель
3. Стаж работы:
-общий 32 года
- педагогический 32года
4. Должность: воспитатель
5. Прохождение курсов повышения квалификации: с 12.12.2015-12.01.2016г
6. Участие в методической работе:
- участие в работе творческой микрогруппы: член творческой микрогруппы
- участие в методических мероприятиях ДОУ: педсоветы, семинары, открытый показ, всеобучи
10. Увлечения вне профессиональной сферы: плетение бисером
2. ИДЕЯ ОПЫТА:
«Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания дошкольников»
РЕЗЮМЕ ЛИЧНОЙ САМООЦЕНКИ
Мне хвалиться не удобно
Да и дело не в хвальбе
Просто случай подвернулся
Рассказать Вам о себе
Девчонок из нашего класса
карьера влекла артистическая.
Профессий на свете не мало,
но мне нужна романтическая.
Теперь я работаю в кузнице,
но только не в той, где молоты.
И вот у меня союзница
добрая милая молодость.
Предметы моей романтики
на солнышко ласково щурятся,
Носят на маковках бантики,
парами ходят по улицам.
Рядом с ними идти мне радостно,
Получаю от них удовольствие.
НЕ хочу сказать о том пафосно –
Обретаю души спокойствие.
До сих пор играю в куклы и мячики,
Зажигаю в глазенках искорки.
Дорогие мои девочки, мальчики
То не сказка, а только присказка.
Я могу быть и феей сказочной,
А могу и капризной старушкой.
В атмосфере садовской, праздничной
Побываю в гостях Петрушкой.
ТО еще не все мои образы
В жизни их еще будет много.
Только год я в своей этой должности
Мне открыта вперед дорога
Мне не чужды детские шалости,
И бываю я очень серьезною.
Не страшны мне двух смен усталости
Отношусь я к зарплате курьезно
Я пришла поучаствовать в конкурсе
Не за тем, чтоб сорвать овации
Воспитатель всегда должен быть в тонусе
И не только в момент аттестации.
Малыши мои – главные зрители
Их в большую жизнь я веду.
Всех талантов мои ценители,
Воспитателя в детском саду.
3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение,
Условия формирования опыта :
— работа с методической литературой, каталогами;
— участие в работе методических объединений педагогов, семинаров, конференций, тренингов;
— получение консультаций специалистов на курсах повышения квалификации;
- изучение передового педагогического опыта коллег;
- изучение новаторских идей по данной проблеме.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
В своей работе мы опираемся на следующие методики и технологии:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.
3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой.
5. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты.
6. Равиза Ф. В. Простые опыты. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада.
7. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
8. Рыжова Н. Игры с водой и песком.
9. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной.
10. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей.
11. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
12. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
13. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
5. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее педагог должен уметь в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна нашего опыта работы по формированию интереса к природе состоит в следующем :
• использование комплекса интегрированных мероприятий по формированию экологических представлений
• рационализация, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда;
• изменение требований к работе воспитателя (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);
• расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка.
АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА
Этот опыт рекомендовано использовать:
педагогам старших возрастных групп
область применения для детей всех возрастных групп дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.
9. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО Формированию интереса к природе как средство экологического воспитания дошкольника
№ Этап Результат
1 Анализ психолого-педагогической литературы для определения особенностей использования экологических представлений у дошкольников Теоретическое обоснование проекта
2 Разработка комплекса педагогических условий, способствующих овладению экологическими представлениями – умением принимать и правильно понимать информацию, способствующую расширению кругозора Система мероприятий по формированию экологических представлений. Организация содержательной жизни ребенка в семье.
3 Определить уровень развития детей по данному направлению посредством ди-агностического инструментария. Диагностический инструментарий для определения уровня развития детей по данному направлению.
4 Апробация комплекса педагогических условий, способствующих овладению экологическими знаниями и умением принимать и правильно понимать информацию, способствующую расширению кругозора Комплекс педагогических условий, способствующих формированию экологических знаний.
5 Определить наиболее эффективные методы и приемы педагогического воздействия. Практико-ориентированный проект
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
1. Создание условий в ДОУ для развития интереса к природе
2. Создание в группе работы, которая предусматривает процесс сближения методик с учетом дифференцированных подходов к детям:
связь с жизнью;
связь с другими методиками
Развитие речи: развитие словесного общения;
Художественная литература: чтение экологических произведений, заучивание стихотворений, загадок, составление собственных четверостиший;
Окружающий мир: наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.
Изодеятельность: через развитие положительных эмоций в рисунке, картине, иллюстрации
3. Отражение межпредметных связей: Горизонтальная связь;
Вертикальная связь
Организация работы по данному направлению строится по принципу:
вариативности моделей познавательной деятельности, интегрируя разные виды деятельности, но на материале ближайшего окружения;
развитие самоценных форм активности детей, через те виды деятельности, которые наиболее интересны и привлекательны им;
сотрудничество воспитателя и детей при взаимодействии (диалоги, опыты, эксперименты, совместные наблюдения);
Игровые познания: играя, познавать загадочное, парадоксальное, интересное.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработка системы непрерывной образовательной деятельности по данному направлению.
Определение триединой задачи мероприятий на основе программы, методических пособий, дополнительной литературы.
Отбор оптимального содержания материала для непрерывной образовательной деятельности.
Выделение того главного материала, который обучающиеся должны понять и запомнить на данном мероприятии.
Формулирование учебных задач.
Разработка структуры непрерывной образовательной деятельности, определение ее типа и оптимальных методов и приемов обучения.
Планирование всех действий педагога и обучающихся на всех этапах непрерывной образовательной деятельности, особенно в нестандартных ситуациях.
Подбор дидактического материала и оборудования.
Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний.
Продумывание форм подведения итогов непрерывной образовательной деятельности.
Запись плана непрерывной образовательной деятельности в соответствии с требованиями.
АЛГОРИТМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА
К ПРИРОДЕ
Выявление уровня развития детей по данному направлению
Постановка познавательных, воспитательных целей и задач.
Поиск и отбор новых программ и технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Отбор содержания, форм, методов для проведения работы по данному направлению
Анализ результата диагностики уровня усвоения детей программы по данному направлению за учебный год.
ТВОРЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания дошкольников»
Месяц Дети Литература Педагоги Родители Методическое оснащение
Сентябрь Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.
Октябрь 1. Экскурсия в парк;
2. Изготовление поделок из собранного природного материала;
3. Дид. игра «Магазин цветов;
4. Чтение рассказа: «Почему осенью - листопад» Г. Граудина. С. Н. Николаева «Юный эколог» Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Памятка для родителей
«Экологические игры
с ребенком»
Пополнить уголок природы
дид. играми
Ноябрь 1Рассматривание схемы «Распространение семян»;
2. Пересадка хризантемы с клумбы в групповую группу;
3. Чтение «Синичкин календарь» В. Бианки»;
4. Организация опыта по сравнению свойств песка и глины.
С. Н. Николаева «Юный эколог»
Разработать конспекты этических бесед по экологии, дидактические игры по экологическому развитию Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) Пополнить уголок экспериментирования
Декабрь 1. Рассматривание схемы «Движение планеты Земля вокруг Солнца»;
2. Рассказ воспитателя «Почему исчезли динозавры»;
3. Лепка динозавров из пластилина;
4. Дид. игра «Разрезные картинки» С. Н. Николаева «Юный эколог» Мастер-класс для педагогов
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Изготовление кормушек для птиц и их вывешивание Подготовка демонстрационного наглядного материала
Январь 1. Знакомство детей с особенностями климата нашего края;
2. Организация опыта со снегом;
3. Дид. игра «Кто лишний»;
4. Зарисовывание снежинок разных форм С. Н. Николаева «Юный эколог» Подбор нового материала по проблеме Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!» Изготовление новых дидактических игр
Февраль 1. Беседа «Водоемы нашей области»;
2. Рассказ воспитателя об авариях на нефтяных танкерах;
3. Вычертить совместно с детьми схему «Кто страдает от разлива нефти»; С. Н. Николаева «Юный эколог» Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в познании природы» Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Совместное создание в группе огорода
.Проведение праздника «День птиц»
Апрель 1. Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»;
2. Дид. игра «Узнай целебную траву» «Что где растет»;
3. Тризовская игра «Хорошо-плохо»;
4. Аппликация «Цветущая поляна С. Н. Николаева «Юный эколог» Мастер-класс для воспитателей
«Букет тюльпанов»
Консультация для родителей
"Что мы знаем о первоцветах? Расскажите детям"
Пополнение копилки (проблемные ситуации)
Май Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.
С. Н. Николаева «Юный эколог» Подборка подвижных игр экологического характера
Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями Создание альбома «Лекарственные растения»
Диагностика по экологическому воспитанию детей
группы общеразвивающей направленности для детей 5-6лет
(основана на методике О. Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области)
1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица, насекомое?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония, традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
Для чего нужны людям комнатные растения?
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень
3. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
Какие свойства песка ты знаешь?
Где и для чего человек использует песок?
Какие свойства камней ты знаешь?
Где и для чего человек использует камни?
Какие свойства воды ты знаешь?
Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень
Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего.
Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
4. Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению
Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему?
Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?" :
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
Средний уровень
Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
5. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает:
"Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть? (Если в детском саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Отчет о проведении диагностических исследований.
В начале и в конце учебного года была проведена диагностика по экологическому воспитанию детей группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
В нее были включены 5 основных направлений экологического воспитания : «Животный мир», «Растительный мир», «Времена года», «Неживая природа», «Отношение к природе».
Было диагностируемо 34 обучающихся.
В результате диагностики было выявлено следующее:
- дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение трудиться в природе;
- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Вывод: За 2015-2016 учебный год обучающиеся старшей группы № 1 усвоили экологические знания.
Особое внимание следует уделить обучающимся, показавшим низкий уровень усвоения данной образовательной деятельности.
Приложение