эльвира акбашева
«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям»
▼ Скачать + Заказать документы
Лекция для воспитателей
«Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям»
Подготовила: старший воспитатель
Акбашева Эльвира Марсовна
2013 год
В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).
Публикация «„Формирование интегративных качеств воспитанников дошкольных учреждений согласно Федеральным государственным требованиям“» размещена в разделах
С учетом новых федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23.11.09 г., при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада, а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно). Обучение в детском саду по новым Федеральным стандартам происходит по 10 образовательным областям.
Образовательные области:
- Физическая культура;
- Здоровье;
- Безопасность;
- Социализация;
- Труд;
- Познание;
- Коммуникация;
- Чтение художественной литературы;
- Художественное творчество;
- Музыка.
Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных.
Рассмотрим что это такое.
Физические качества ребенка
В самом общем виде физически развитого ребенка – дошкольника можно охарактеризовать как здорового, ловкого, выносливого. Именно эти физические качества будут залогом хорошего физического самочувствия ребенка в процессе школьного обучения. Ниже приводится более детальное описание качеств :
- Выносливость при физических и интеллектуальных нагрузках : бег, прыжки, занятия ручным трудом, умственные занятия и др. ( развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух, трудовой, общении);
- Ловкость – крупная и мелкая моторика: игра с мячом, скакалкой, с мелкими предметами (например, мелкий конструктор, владение карандашом при рисовании, умение самостоятельно выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы и др. (развивается и проявляется в игре (включая подвижные игры, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности, ритмике);
- Закалка (развивается и проявляется в повседневной жизни).
Личностные качества
Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств :
- Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы ( развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух, трудовой, общении);
- Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности);
- Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения); ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности);
- Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции);
- Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту – навыки еды, туалета, самообслуживания);
- Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух); проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).
Интеллектуальные качества
Интеллектуально развитого дошкольника в целом можно охарактеризовать как смышленого и сообразительного. Именно эти интеллектуальные качества будут залогом хорошего усвоения школьного учебного материала. Ниже приводится более детальное описание этих качеств :
- Фантазия и воображение (развиваются и проявляются в сюжетно-ролевой игре; творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.).
- Образное мышление (развивается и проявляется при отгадывании загадок; восприятии на слух чтения книг; в творческой продуктивной деятельности (рисование, конструирование, мозаика, лепка, аппликация, сочинительство и др.);
- Логическое мышление (развивается и проявляется в понимании сюжета книги, спектакля, фильма, картинки; в построении сюжета ролевой игры; в логических играх и др.)
- Обобщение (развивается и проявляется во всех видах игры, восприятии на слух чтения книг, составлении рассказов по картинкам и др.);
- Умение воспроизводить образец (развивается и проявляется в продуктивных видах детской деятельности по образцу – поделки из конструктора, мозаики, пластилина и др. ; в различных видах игры; простых формах трудовой деятельности – накрывание стола перед едой, в воспроизведении форм этикетного поведения – как правильно пользоваться столовыми приборами и др.);
- Умение работать по правилу (развивается и проявляется в играх с правилами, при соблюдении правил поведения, режима, общения со старшими и сверстниками и др.)
- Активная и пассивная речь (развивается при активном речевом общении ребенка со взрослыми и сверстниками (непосредственное общение, совместные игры и деятельность, восприятии на слух чтения книг; проявляется в словарном запасе, грамотном употреблении речевых конструкций, понимании разговорной и литературной речи (книги, возможности пересказать услышанный текст, составлении рассказа по картинке и др.);
-Эстетическое чувство (развивается при восприятии высокохудожественных произведений всех жанров (литература, музыка, танец, живопись, скульптура, кино, театр и др.); общении с природой; проявляется в способности понимать красоту природы и искусства).
При оценивании результативности образовательного процесса в детском саду предполагается ограничиться набором из 9 интегративных качеств, подробный анализ которых будет приведен ниже.
Почему все-таки идет речь об «интегративных» качествах? «интеграция» означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов». Применительно к описанным выше качествам ребенка этот термин использован для того чтобы подчеркнуть, что качества, характеризующие физическое и психическое (личностное и интеллектуальное) развитие ребенка, формируются в результате активного участия малыша в самых разных видах деятельности (общении, игре, продуктивной и исследовательской деятельности, чтении книг (восприятии на слух) и др.). Интеграция всех этих видов детской деятельности приводит к развитию ребенка, которое можно описать через различные качества. Важно также заметить. Что эти качества не формируются в дошкольном возрасте в процессе обучения ребенка по школьному типу, поскольку такого рода занятия не предполагают активного участия в них малыша; он лишь выполняет предлагаемые ему задания.
Интегративными некоторые качества можно назвать еще и потому, что их трудно отнести только к одной сфере развития дошкольника – либо только к физической, либо только к личностной, либо только к интеллектуальной. Например, качество «любознательность». С одной стороны, это характеристика познавательного интереса или мотивационной сферы, что относится к личностному развитию, но, как показывает практика, дети со слабым развитием интеллекта не бывают любознательными, значит, в этом качестве присутствует и интеллектуальное развитие. Также сложно однозначно отнести только к интеллектуальной или личностной сфере качество «культурные привычки». Формирование навыка культурного поведения связано с интеллектом, но то, будет ли ребенок пользоваться этим навыком в своей повседневной жизни, зависит от имеющейся у него мотивации, побуждающей культурное поведение.
Таким образом, можно рассмотреть почти любое качество, выделив в нем что-то, связанное с физическим развитием ребенка, что-то – с личностным, а что-то – с интеллектуальным.
Личностное и интеллектуальное развитие ребенка
Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие, то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.
Л. И. Божович, детский психолог, занимавшаяся проблемами формирования личности ребенка, отмечала очень важный момент, касающийся системы ранней интенсификации интеллектуального развития детей, а именно: ускоренное развитие мышления, не меняя общий возрастной психологический облик ребенка, поможет «нарушить гармонический ход развития детской личности».
Проиллюстрируем данное положение примером с ранним обучением малыша процессу чтения. Многие родители считают, что, чем раньше ребенок начнет читать, тем успешнее он будет развиваться в дальнейшем. Также у многих родителей существует твердое убеждение, что главным моментом в подготовке детей к школе является - овладение дошкольниками техникой чтения. Однако такая точка зрения не имеет под собой никакого научного основания.
При раннем обучении чтению, малыш, как правило, не понимает, зачем это надо, поскольку у него еще нет потребности в самостоятельном чтении. Для него, ситуация, связанная с чтением книг, включает не только получение новой информации, но прежде всего – общение со взрослым по ходу процесса чтения, что очень важно для ребенка. В дошкольном возрасте в большинстве случаев (за исключением самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности) именно взрослый опосредует для ребенка-дошкольника процесс познания. М. И. Лисина, психолог, занимавшаяся проблемой общения детей, считала, что от 4 до 5 лет преобладающий тип общения ребенка со взрослым – это внеситуативно-познавательное общение. Поэтому в данный период гораздо важнее читать детям книжки (объясняя непонятное, нежели учить ребенка самостоятельно читать. В процессе совместного чтения ребенок получает как интеллектуальное развитие (речь, мышление, кругозор, так и личностное (формируется интерес к чтению книг, происходит знакомство с нравственными, моральными и этическими ценностями).
Научившись рано читать и читая непонятные по значению слова, ребенок привыкает к механическому чтению без понимания. Далеко не все дети спрашивают взрослого о значении непонятных слов, не только, когда читают самостоятельно, но и когда слушают другого человека. Поэтому огромное значение для развития способности ребенка-дошкольника понимать текст имеет объяснение взрослым новых непонятных слов и речевых оборотов без ожидания вопроса ребенка. Книги, которые взрослые читают детям, очень хорошо развивают детскую речь (словарный запас, лексические обороты) при условии, если ребенок понимает смысл текста и значение слов.
По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям) ребенок начинает открывать для себя прелесть переживания происходящих в книге событий и приключений вместе с ее героями. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает спрашивать самостоятельно, иначе для него разрушается канва совместного проживания жизни вместе с книжными героями.
Если ребенок читает, не понимая вообще смысла текста или значения новых слов и фразеологических оборотов, то умение читать не способствует ни речевому, ни интеллектуальному развитию в целом. Так, умеющий читать умственно отсталый ребенок не становится от этого умнее, поскольку не понимает смысла прочитанного в силу проблем с процессом обобщения. Нормальный ребенок тоже может не понимать смысла текста в силу ряда причин: незнания значения слов (плохое речевое развитие, слабого интеллектуального развития (плохое развитие процесса обобщения, непонимание причинно-следственных связей и др.). Таким образом, овладение техникой чтения целесообразно начинать тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает (понимает) на слух текст детских книг, адекватных его возрасту. Это необходимое условие для начала обучения детей чтению в плане интеллектуального развития, но не менее важным условием эффективного обучения ребенка чтению представляется формирование у дошкольников потребности в чтении книг.
От совместного со взрослым прочтения книги малыш получает двойное удовольствие: общение со взрослым в совместной деятельности (чтение книги) и увлекательное переживание событий книги. Постепенно книга начинает ассоциироваться для него не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями; он хочет почитать книгу, когда ему скучно, грустно и т. д. Поскольку взрослый не всегда может читать ребенку, когда последнему этого хочется, то обучение самостоятельному чтению после того, как у него сформировалась потребность в книге в широком смысле, будет восприниматься малышом как возможность удовлетворять появившуюся у него потребность в чтении книг самому. Когда ребенка начинают учить читать до появления такой потребности, то ничего хорошего из этого не получается. Как отмечал Л. С. Выготский, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. Если ребенок дошкольного возраста не понимает, зачем ему самостоятельно учиться читать (поскольку у него нет потребности в чтении книг, то обучение чтению не только не будет способствовать его интеллектуальному развитию, но может нанести огромный вред личностной сфере, отбив интерес к чтению вообще. В случае, когда обучение чтению начинается до возникновения положительного отношения, то очень часто вместо положительного эмоционального отношения к чтению возникает отрицательное. Происходит это в силу появления сильного отрицательного переживания, связанного с книгой и ее чтением, возникающего потому, что обучение чтению в дошкольном возрасте проходит для ребенка достаточно трудно. В том случае, когда ребенка длительно учат читать, а книг ему при этом почти не дают (современная ситуация развития дошкольников, у малышей формируется стойкое отрицательное эмоциональное отношение к процессу чтения и книге вообще. В дальнейшем это оборачивается невозможностью нормально научиться читать (технически, плохим пониманием смысла текста и вообще нежеланием читать не только для ребенка, но и взрослого человека, поскольку чтение начинает выступать не только как эмоционально неприятное, но и малоосмысленное занятие.
Таким образом, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения (интеллектуальный навык, а создать условия для появления потребности в чтении книг (личностное развитие, тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умением читать, что создаст предпосылку для разностороннего чтения в будущем, что в свою очередь будет способствовать его общему развитию.
Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.
Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка. Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу); развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители); воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.
Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.
В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.
В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия (представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.
Список использованной литературы
1. Гуткина Н. И. Интегративные качества ребенка как ориентир дошкольного образования. Вестник московского образования. - 2012. № 17– 320 с.
2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Кодачигова Ю. В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями. – М. : АРКТИ, 2011. – 262 с.
3. Кузьмин С. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования. – М. : Обруч, 2010.- 127 с.