Лариса Салямова
Формирование и коррекция осанки
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Публикация «Формирование и коррекция осанки» размещена в разделах
Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормалъного функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения —лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-орто- пед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потреб-ности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.
Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки профилактики плоскостопия.
Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающие воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшается и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружаю-щими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его орга-низма, индивидуализации профилактических мероприятий, создание определенных условий. необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома.
В основе всех комплексов упражнений лежат игры. В игре формируются
положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества.
Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.
Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата через ортопедическую игру.
Задачи ортопедических игр:
– воспитывать сознательное отношение к занятиям;
– усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;
– обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;
– обучать правильному выполнению упражнения для формирования осанки и укрепления свода толпы;
– обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;
–укреплять и закаливать детский организм;
В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп:
1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т. д.).
2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину. проверь осанку и т. д.).
3. Направленные на ознакомление с окружающим (животные,растения и т. д.).
4. Направленные на развитие физических качеств.
5. Проводимые как с предметами (мячами, обручами, т. д., так и без них.
В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.
«Зебра»
Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т. д.).
«Цветочная поляна»
На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки от счет и т. д.).
«Извилистая дорожка"
На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными ми на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
«Полоса препятствий»
Поролон делится на квадраты 50x50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т. д.). Квадраты соединены меж-ду собой различными способами: шнуровкой, замками «молния», пуговицами, карабинами и т. д.
Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия. Формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
"Рыбки и акулы" Выбирают водящего - "акулу", остальные дети - "рыбки". По сигналу "Раз,два,три-лови!" они разбегаются по залу, а водящий их «салит» - дотрагивается рукой.
Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правша:
1) разбегаться можно только после команды «Лови!»;
2) если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его;
3) пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Морская фигура»
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются — раз, волны качаются — два, волны качаются три. на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правша:
1) принятую после слова «замри» позу нельзя менять;
2) при повторении игры необходимо найти новую позу;
3) Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу. лицом в центр круга. Руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики»
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки. карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной
20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передаст ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета «Построим лесенку»
Оборудование: то же. Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12—18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой.
Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация
«Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки от счет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец – схема, рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).
«Поймай рыбку»
(«Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).
«Найди клад»
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной.
Ребенок становится в таз с водой и, перебрав камушки, ищет спрятанный предмет.
«Стирка»
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ног дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и отпускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.