Любовь Николаевна Лаптева
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальные Рождественские образовательные чтения г. о. Серпухов
«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
Тема выступления «Формирование духовно – нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания» (опыт работы)
Автор: Лаптева Л. Н., воспитатель МДОУ «Колосок» г. о. Серпухов Московской области
Презентация – слайд - шоу
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы представим вам педагогический опыт работы на тему: «Формирование духовно – нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания».
2 слайд
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе.
С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и моментах.
Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его мировоззрения, а также реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения.
Двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно- нравственными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовно - нравственного развития. Задача детского сада – раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребёнку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без приобщения к духовно-нравственному опыту своего народа.
3 слайд
Духовно-нравственное воспитание детей вплотную связано с экологическим воспитанием. Конечная цель экологического воспитания: доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
4 слайд
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие,
запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
5слайд
Главной целью нашей работы по этому направлению стало создание условий для формирования духовно - нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.
На слайде:
Цель: создание условий для воспитания духовно - нравственных качеств у детей через экологическое воспитание
6 слайд
Для реализации поставленной цели определили основные задачи:
На слайде:
Задачи:
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.
• повышать экологическое сознание родителей и воспитанников.
7 слайд
Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, мы в своей работе опирались на авторскую программу Людмилы Леонидовны Шевченко "Добрый мир. Православная культура для малышей" (с 2012 г., которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию. Цель программы: заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.
8слайд
Формы организации деятельности детей
Очень важно сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. А для этого мы используем разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводим их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами.
9 слайд
Экскурсии в природу
Одним из средств для реализации поставленных задач являются экскурсии в природу. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием.
10 слайд
Именно на экскурсиях развиваются духовно - нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре - октябре проводились экскурсии в парк, на огород, по экологической тропинке. Любая изученная нами тема обобщалась и заканчивалась занимательным досугом, викториной, выставкой рисунков.
11 слайд
Наблюдения, рассматривание, беседы
Большое внимание уделяем наблюдениям в природе. Во время наблюдений дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
12 слайд
Наблюдение за подсолнухом
Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому для поддержания интереса к наблюдаемому объекту следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Так, наблюдая за подсолнухом, дети узнали о роли этого растения в жизни человека, животных и насекомых. Особенно воспитанникам понравилось то, что у подсолнуха есть удивительная способность – поворачивать головку цветка вслед за солнцем, провожая его от восхода до заката.
13слайд
Такие объекты, как «Огород» и «Цветник» являлись местом систематического труда и наблюдений, где дети имели возможность максимально проявить активность и самостоятельность, приобретали знания, трудовые навыки и умения.
14слайд
Природоохранные акции
Духовно - нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и не в том качестве, как мы ожидаем. Преобладающим в духовно - нравственном воспитании дошкольника должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способом действия.
В нашем детском саду «Колосок» ежегодно проводятся природоохранные акции, такие, как «Покормите птиц зимой».
Цель акции: вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите птиц зимой.
Внимание к проблемам пернатых друзей зимой – это первый шаг проявления любви малышей к окружающему миру, к обитателям природы. Необходимо учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания того, что можно спасти птиц от гибели. Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег.
15 слайд
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляем, уточняем, обобщаем и систематизируем с помощью других форм и методов работы: рассказ воспитателя, чтение книг, рисование и лепка, беседы об увиденном. Именно так, в сердце детей закладываются основы милосердия.
Чтение художественной литературы
Огромное значение в формировании нравственного воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.
Особое место отводится произведениям Е. И. Чарушина, В. Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.
16слайд
Проектная деятельность экологической направленности.
Особое внимание в духовно- нравственном воспитании детей мы уделяем проектной деятельности. Применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.
Так, в старшей группе был реализован педагогический проект по экологическому воспитанию «Посади дерево. Сохрани жизнь». Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых.
Наша работа не ограничивалась только посадкой деревьев и кустарников.
17 слайд
В ходе проекта мы уточнили и расширили представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья, хвоя).
Через поисково-исследовательскую деятельность узнали о значении деревьев в жизни человека, птиц, животных.
Способствовали развитию трудовых навыков по посадке и уходу за саженцами.
18 слайд
Вовлекали родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов, что способствует сплочению семьи в общем деле.
А самое главное, у детей появилось понимание значимости бережного и заботливого отношения к деревьям ближайшего природного окружения. Один раз посаженное дерево своими руками запомнится надолго и сохранится в сердце каждого ребёнка.
19слайд
Работа с родителями
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные духовно - нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями.
Родители охотно участвуют в детских праздниках, выставках, конкурсах, принимают активное участие в природоохранных акциях и экологических проектах.
20 слайд
Результативность и целесообразность работы
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании духовно - нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам. Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.
21 слайд
Таким образом, система работы по духовно-нравственному развитию ребёнка через ознакомление с миром природы складывается из тех методов и средств экологического воспитания, которые направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие его душевных качеств. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни.
22 слайд
В детских рисунках видим, как дети рассказывают о нашем мире. Но это не простые рисунки: дети увидели в мире добро и красоту. А научила этому их культура, которая называется духовная культура. Знакомство с этим пластом культуры не только расширяет кругозор ребёнка, но и способствует воспитанию самых главных нравственных качеств, о которых мы сегодня говорили.
Список литературы:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Баринова Е. В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
3. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с.
4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
5. Лагутина А. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автор. канд. дис., Краснодар, 2001.
6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Москва, «Асар», 1996.
7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с