Кристина Лебедева
Формирование целостной картины мира у ребёнка на начальной ступени обучения в педагогической системе К. Д. Ушинского
Доклад на тему: «Формирование целостной картины мира у ребёнка на начальной ступени обучения в педагогической системе К. Д. Ушинского»
Педагогика и психология признают особое значение ранних периодов детства для формирования человека. По словам известного советского психолога А. В. Запорожца, «возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности».
Публикация «Формирование целостной картины мира у ребёнка на начальной ступени обучения в педагогической системе К, Д, Ушинского» размещена в разделах
Сензитивность (отзывчивость, восприимчивость) является важнейшей особенностью этого возрастного периода. Дети активно вбирают, впитывают в себя все впечатления окружающего мира.
Другой известный советский психолог –А. Н. Леонтьев утверждает, что «…свежесть, острота восприятия младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять действия окружающих, подражательность – таковы в эту пору возрастные условия психического развития. Непосредственная отзывчивость, лёгкость пробуждения активности – важнейшие условия процесса обучения в этом возрасте. На этом основании психология и указывает на огромные потенциальные возможности детства. Ранний возраст
– самое благодатное время для развития. Это возраст интенсивного
восприятия, огромных познавательных возможностей.» [ Леонтьев 1975: 4, 16].
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Я не случайно выбрала именно эту тему для обсуждения с Вами, уважаемые коллеги. Дети сейчас очень мало читают. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Преподаватель обязан следить за общим развитием ребёнка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.
Начав работу, я обратилась за помощью к толковым словарям разных авторов и обнаружила, что как такового понятия «художественная картина мира» в них нет. Например в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем:
Картина – это то, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах Картина природы. Картины детства;
- картина — изображение чего-нибудь в художественном произведении (К. быта).
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль
-Картина — устное или письменное живое и яркое изображение;
- Картина — прекрасный вид природы.
«Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова говорит, что это
3. Ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое. (Картина природы. Картина далекого прошлого).
4. (перен.) Общее состояние, положение чего-н., как предмет словесного изображения, описания (книжн.). Картина политического состояния страны.
5. преимущ. мн. Литературное изображение каких-н. ситуаций, бытовых сцен (лит.). (Картины семейной жизни).
«Новый толково-словообразовательный словарь русского языка»
Т. Ефремовой говорит, что:
3) (перен.) это то, что представляет собою ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое.
4) (перен). Общее состояние, положение чего-л. как предмет словесного описания, изображения.
5) Литературное изображение каких-л. ситуаций, бытовых сцен и т. п.
7) а) (перен. разг). То, что вызывает восхищение своею живописностью и красотою.
б) То, что поражает своею необычностью, своеобразием.
В «Словаре философских терминов» мы находим,что Картина мира – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, Картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира.
И действительно исторически попытки последовательного изучения картины мира в основном были связаны с натурфилософией. В современной науке осмысление Картины мира происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. Чаще всего под Картиной мира имеют в виду научную, под которой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний. Научная картина мира – связующее звено между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. Она выделяет основные исследуемые объекты, типо-логизирует и характеризует общие их соотношения. Характер картины мира в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и концепции. Принято выделять три разноуровневых типа научной Картины мира :
1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке);
2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на общество);
3) частнонаучные картины мира (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — биологической, геологической и т. п.).
Но нас интересует не абстрактная картина мира, а именно художественная. С моей точки зрения художественная картина мира – это та же самая картина мира, которая определяется в «Словаре философских терминов», но добавим, определяется языком художественных образов. А как её формировать, попробуем разобраться начав с традиций русской школы литературного чтения.
Традиции русской школы в формировании художественной картины мира
Как известно, «все начинается с детства». Когда ребенок открывает свой первый учебник, он уже имеет определенный, хотя и очень маленький опыт.
Картина мира уже частично сформирована : это мир дома, его семьи, мир природы, которая представлена ему знакомством с животными, цветами, растениями в лесу и в поле, наконец, мир общения с друзьями во дворе или в детском саду. Но это лишь первые шажки в узнавании и понимании огромного мира, в который ему предстоит войти.
Как лучше сформировать его представление о мире? Этот вопрос всегда является актуальным для составителей «учебных текстов» по любому предмету.
Произведения русской и зарубежной литературы, представленные в «Родном слове» и «Детском мире» К. Д. Ушинского, расширяют эту картину мира.
Главная тема, объединяющая весь материал данных учебников – тема Родины. Россия, Русь – это отечество, родина, мать. Педагог объясняет в статье «Наше Отечество», почему мы так называем Россию.
С понятием родина тесно связано понятие природа. Литературный материал представляет мир ожившей природы (стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. В. Кольцова, И. Никитина, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и мн. др.). Мир повседневности, представленный в поэзии, вызывает детское сопереживание, дает возможность увидеть занимательное и привлекательное в привычной общности труда и человеческих забот.
Важным и доступным для детей родом поэзии К. Д. Ушинский считал басню.
Басня в живых картинах представляет любую тему, главная же мысль басни выражается не холодным резонерством, а игривым оборотом, который напоминает пословицу, поговорку. В «Детском мире» – двадцать пять басен И. А. Крылова, широко представлены басни в прозе (часто автором является сам К. Д. Ушинский).
С литературным материалом тесно связаны исторические разделы книги «Детский мир». Большая часть исторического материала – переложение книги Н. М. Карамзина «История государства Российского». История представлена в лицах, примерах ума, доблести, человечности. Исторический материал часто оживляется отрывками из художественных произведений.
Еще одна возможность показать необъятные просторы России – это раздел «Из географии». Помимо самого К. Д. Ушинского «Путешествие по Волге», здесь также широко используются литературные произведения других авторов («Москва» Ф. Глинки, «Финляндия» К. Батюшкова, отрывки из «Медного всадника» А. Пушкина).
Понятия о других странах и народах пока еще невелико, но мы найдем здесь сказку Х. К. Андерсена «Беленький цветочек», стихи Р. Бернса, «Лесного царя» Гете в переводе В. Жуковского. Мир гармоничен и един. Это та исходная точка зрения, которая необходима на начальных этапах обучения в дальнейшей жизни предстанет в более сложном и противоречивом свете, но потребность в ее гармонизации подскажет будущему взрослому выход из многих нравственных тупиков.
Ушинский писал в одной из своих статей, что «стих, облитый горечью и злостью», воспринимается ребенком совсем не так, как взрослым, и потому в первых своих учебниках старался гармонизировать мир.
Устное народное творчество и народная культура представлены в детских учебниках по чтению достаточно широко. Сказки, былины, песни, загадки - все это есть.
При формировании художественной поэтической картины мира нас интересует поэтический текст. В целом традиции русской школы сохранены. Главным по-прежнему остается представление о Родине. В этот круг входят история России, в современных книгах особо выделена тема Великой Отечественной войны; мир природы, представленный в смене времен года, жизни животных, растений; мир детства, причем это не только воспоминания о детстве в произведениях русских классиков «золотого» и «серебряного» века, но и мир ребёнка. : жизнь в семье, мамины и бабушкины сказки, занятия ребенка, школа, _ шутки. Последняя тема ярко звучит в стихотворениях поэтов XX века (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, В. Д. Берестов, Б. В. 3аходер, Ю. Мориц, Г. Ю. Владимиров, Д. Хармс и многие другие).
Однако следует отметить, что, подбирая поэтические тексты для детского чтения надо быть особенно осторожным. Авторы-составители, увлекаясь поэтическими текстами, иногда предлагают детям прекрасные, но не всегда доступные детскому пониманию стихотворения. Так, в учебнике «Родная речь» (Программа «Школа России») в «Поэтических тетрадях» представлены произведения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья», Н. С. Гумилева «Детство».
Очень трудно объяснить ребенку строки Ф. И. Тютчева в стихотворении «Эти бедные селенья» :
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
или Н. С. Гумилев «Детство» :
. Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.
В учебниках Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой очень сложны для ребенка, с нашей точки зрения, стихотворения В. С. Высоцкого «Он не вернулся из боя», Б. Ш. Окуджавы «Король», А. Т. Твардовского «Я знаю никакой моей вины». Нам кажется, что эти произведения несколько преждевременны, ребенку трудно их понять. Они, бесспорно, украсят учебники для чтения, но в старших классах. И это не единственный недостаток учебников литературного чтения данных авторов. Нам кажется, что картина мира, представленная авторами, негармонична и слишком пестра, что затруднит её восприятие и понимание ребёнком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каменецкая С. Б. Русская литература в педагогическом учении. К. ,2009г
2. Кант И. Соч. : В 6 т. М., 1966. Т. 4. Ч. 2.
3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
4. Кузнецова Л. Единство образного и логического мышления как условие повышения эффективности обучения и воспитания. //Воспитание школьников. 2001, № 9.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
6. Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа № 6. – 2007г.