Собакина Марина Николаевна
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы семейного воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются наиболее эффективные решения данной проблемы, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений. Приводятся примеры, используемых педагогом-психологом диагностических методик, изучающих взаимоотношения в семье, при этом учитываются различные факторы, которые индивидуальны для каждой ячейки общества. В статье делается акцент на одной из важных функций семьи, заключающейся в том, чтобы адаптировать ребёнка к социальной среде через его сильные стороны и возможности.
Публикация «Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: ограниченные возможности, психологическая поддержка, психические процессы, функции семьи, возрастные возможности.
Несомненно, семья – источник психического здоровья ребёнка. И во многом, образ личности ребёнка складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли он любовь и уважение. Успешное развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия. Поэтому, при взаимодействии с родителями, необходимо поселить в их душу веру, оптимизм, знания, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребёнка, его психическое состояние. По нашим наблюдениям, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья имеют определё нные сходные признаки:
• родители испытывают колоссальную нагрузку, тревогу за будущее ребёнка;
• чувствуют постоянное раздражение из-за поведения ребёнка, не отвечающего их ожиданиям;
• изменяются в худшую сторону семейные отношения;
• происходят негативные изменения в ближайшем окружении (сужается круг контактов с близкими людьми, друзьями);
• возникает непонимание между родителями и педагогами, работниками медицинских учреждений.
Для того, чтобы оказать психологическую помощь семье с особенным ребёнком, необходимо прежде всего выяснить типовое состояние семьи (эмоциональный комфорт, наличие тревожности у членов семьи, выявить стиль, особенности семейного воспитания, недостатки и их причины.
Для изучения характера взаимоотношений в семье педагогом-психологом используются следующие методики:
1. Беседа с родителями и ребёнком («Опросник родительского отношения к детям» А. Я. Варга, В. В. Столин);
2. Тест КРС (кинетический рисунок семьи, выполняемый ребёнком;
3. Изучение межличностных отношений в семье (Методика PARI
E.Шеффер и Р. Белла);
4. Методика «Шкала тревожности» проводится с целью определения уровня тревожности у родителей;
5. Методика «Незаконченные предложения» выявляет систему отношений в семье, взаимоотношений с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Результаты диагностической работ показывают, что причины нарушений в поведении и развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависят от общения и стиля воспитания в семье. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребёнку почувствовать свою значимость, а родителям - избавиться от чувства вины, безысходности, тревожности. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации ребёнка исходить из его реальных возможностей. Для создания благоприятных условий в семье, родителям важно чётко знать особенности заболевания ребёнка, составить с помощью специалистов правильный распорядок дня: соблюдение режима питания, сна, чередование занятий с отдыхом, ежедневные прогулки, умеренный просмотр телепередач. Наличие ежедневного строгого порядка в режиме дня, избавляет ребёнка от чрезмерных капризов, он охотнее подчиняется установленным требованиям и со временем становится более сдержанным, может сам регулировать своё поведение. Постепенно при упорядоченной жизни ребёнка, синхронизируется деятельность его нервной системы, развиваются все психические процессы, расширяется кругозор, формируются наблюдательность и любознательность, а главное, постепенно уходит страх перед обществом, повышается самооценка. Педагогам важно передавать родителям свой опыт по развитию у ребёнка мотивационной стороны поведения, повышению интереса к развивающим играм, упражнениям, воспитанию волевых качеств. В процессе игры и трудовой деятельности ребёнок с ОВЗ старается постепенно выполнять требования, правила взрослых, считаться с интересами других людей. Зачастую, такие дети не хотят выполнять задания, требующие усилий воли, сосредоточения. Взрослому необходимо довести до сознания ребёнка значение и смысл данных действий, объяснить конечный результат. В ходе ознакомления ребёнка с новой игрой, действием, родители должны постоянно помогать и поддерживать интерес. Ребёнок растёт, и требования к нему повышаются, усложняются предъявляемые задачи, что способствует развитию волевых качеств. Для формирования адекватной самооценки, родители должны постоянно оценивать результаты деятельности ребёнка, особенно если он очень старался. Важно включать малыша в повседневную трудовую жизнь семьи, давать посильные поручения.
Родители должны своими действиями, словами ежедневно напоминать ребёнку, что он является важным членом семьи.
Условия для создания у ребёнка с ОВЗ активной жизненной позиции :
1. Знать его сильные стороны и опираться на них.
2. Стараться не подчёркивать то, что не получилось.
3. Демонстрировать уважение к ребёнку.
4. Помочь трудное для ребёнка дело разделить на посильные задания, с которыми он точно справится.
5. Ежедневно находить время для активных игр.
6. Побольше вместе смеяться.
7. Учиться взаимодействовать на равных.
8. Дать возможность действовать самому и решать проблемы, где это безопасно.
9. Стараться совсем не использовать наказаний.
10. Принимать его таким, какой есть.
11. Верить в своего ребёнка и показывать ему оптимизм.
Таким образом, продуманные, организованные условия жизни в семье создадут ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, предпосылки для его успешного развития, обучения, выработке активной жизненной позиции и дальнейшей социальной адаптации.
Список используемых источников
1. Борякова Н. Ю., Касицына МА. Коррекционно-педагогическая работа в
детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный
аспект). - М., 2004
2. Дугинова Е. А., Коррекция детско-родительских отношений. – Новокуйбышевск, 2009.
3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии. - СПб. : Речь, 2001. - 220
4. Соколова Н. Д., Калиникова Н. Д. Дети с ограниченными возможностями здоровья : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» М. : «Аспект», 2005. – 448с.