Приложение МААМ

Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи

Собакина Марина Николаевна
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы семейного воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются наиболее эффективные решения данной проблемы, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений. Приводятся примеры, используемых педагогом-психологом диагностических методик, изучающих взаимоотношения в семье, при этом учитываются различные факторы, которые индивидуальны для каждой ячейки общества. В статье делается акцент на одной из важных функций семьи, заключающейся в том, чтобы адаптировать ребёнка к социальной среде через его сильные стороны и возможности.

Публикация «Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи» размещена в разделах

Ключевые слова: ограниченные возможности, психологическая поддержка, психические процессы, функции семьи, возрастные возможности.

Несомненно, семья – источник психического здоровья ребёнка. И во многом, образ личности ребёнка складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли он любовь и уважение. Успешное развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия. Поэтому, при взаимодействии с родителями, необходимо поселить в их душу веру, оптимизм, знания, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребёнка, его психическое состояние. По нашим наблюдениям, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья имеют определё нные сходные признаки:

• родители испытывают колоссальную нагрузку, тревогу за будущее ребёнка;

• чувствуют постоянное раздражение из-за поведения ребёнка, не отвечающего их ожиданиям;

• изменяются в худшую сторону семейные отношения;

• происходят негативные изменения в ближайшем окружении (сужается круг контактов с близкими людьми, друзьями);

• возникает непонимание между родителями и педагогами, работниками медицинских учреждений.

Для того, чтобы оказать психологическую помощь семье с особенным ребёнком, необходимо прежде всего выяснить типовое состояние семьи (эмоциональный комфорт, наличие тревожности у членов семьи, выявить стиль, особенности семейного воспитания, недостатки и их причины.

Для изучения характера взаимоотношений в семье педагогом-психологом используются следующие методики:

1. Беседа с родителями и ребёнком («Опросник родительского отношения к детям» А. Я. Варга, В. В. Столин);

2. Тест КРС (кинетический рисунок семьи, выполняемый ребёнком;

3. Изучение межличностных отношений в семье (Методика PARI

E.Шеффер и Р. Белла);

4. Методика «Шкала тревожности» проводится с целью определения уровня тревожности у родителей;

5. Методика «Незаконченные предложения» выявляет систему отношений в семье, взаимоотношений с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Результаты диагностической работ показывают, что причины нарушений в поведении и развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависят от общения и стиля воспитания в семье. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребёнку почувствовать свою значимость, а родителям - избавиться от чувства вины, безысходности, тревожности. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации ребёнка исходить из его реальных возможностей. Для создания благоприятных условий в семье, родителям важно чётко знать особенности заболевания ребёнка, составить с помощью специалистов правильный распорядок дня: соблюдение режима питания, сна, чередование занятий с отдыхом, ежедневные прогулки, умеренный просмотр телепередач. Наличие ежедневного строгого порядка в режиме дня, избавляет ребёнка от чрезмерных капризов, он охотнее подчиняется установленным требованиям и со временем становится более сдержанным, может сам регулировать своё поведение. Постепенно при упорядоченной жизни ребёнка, синхронизируется деятельность его нервной системы, развиваются все психические процессы, расширяется кругозор, формируются наблюдательность и любознательность, а главное, постепенно уходит страх перед обществом, повышается самооценка. Педагогам важно передавать родителям свой опыт по развитию у ребёнка мотивационной стороны поведения, повышению интереса к развивающим играм, упражнениям, воспитанию волевых качеств. В процессе игры и трудовой деятельности ребёнок с ОВЗ старается постепенно выполнять требования, правила взрослых, считаться с интересами других людей. Зачастую, такие дети не хотят выполнять задания, требующие усилий воли, сосредоточения. Взрослому необходимо довести до сознания ребёнка значение и смысл данных действий, объяснить конечный результат. В ходе ознакомления ребёнка с новой игрой, действием, родители должны постоянно помогать и поддерживать интерес. Ребёнок растёт, и требования к нему повышаются, усложняются предъявляемые задачи, что способствует развитию волевых качеств. Для формирования адекватной самооценки, родители должны постоянно оценивать результаты деятельности ребёнка, особенно если он очень старался. Важно включать малыша в повседневную трудовую жизнь семьи, давать посильные поручения.

Родители должны своими действиями, словами ежедневно напоминать ребёнку, что он является важным членом семьи.

Условия для создания у ребёнка с ОВЗ активной жизненной позиции :

1. Знать его сильные стороны и опираться на них.

2. Стараться не подчёркивать то, что не получилось.

3. Демонстрировать уважение к ребёнку.

4. Помочь трудное для ребёнка дело разделить на посильные задания, с которыми он точно справится.

5. Ежедневно находить время для активных игр.

6. Побольше вместе смеяться.

7. Учиться взаимодействовать на равных.

8. Дать возможность действовать самому и решать проблемы, где это безопасно.

9. Стараться совсем не использовать наказаний.

10. Принимать его таким, какой есть.

11. Верить в своего ребёнка и показывать ему оптимизм.

Таким образом, продуманные, организованные условия жизни в семье создадут ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, предпосылки для его успешного развития, обучения, выработке активной жизненной позиции и дальнейшей социальной адаптации.

Список используемых источников

1. Борякова Н. Ю., Касицына МА. Коррекционно-педагогическая работа в

детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный

аспект). - М., 2004

2. Дугинова Е. А., Коррекция детско-родительских отношений. – Новокуйбышевск, 2009.

3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в

развитии. - СПб. : Речь, 2001. - 220

4. Соколова Н. Д., Калиникова Н. Д. Дети с ограниченными возможностями здоровья : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» М. : «Аспект», 2005. – 448с.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Опубликовано: 5 мая 2023 в 14:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи» (включая файлы) размещена пользователем Собакина Марина Николаевна (УИ 3051638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД